Физическим лицам по состоянию на конец сентября 2020 года принадлежало 6,7 трлн рублей активов на брокерских счетах, за 9 месяцев они выросли на 1,2 трлн рублей, говорится в материалах Банка России.
Объем всех активов на брокерском обслуживании составлял 12,7 трлн рублей. Из них 6,2 трлн рублей находилось в некредитных финансовых организациях (НФО) и 6,6 трлн рублей — в банках. Из 12,7 трлн рублей активов на брокерском обслуживании 6,7 трлн рублей (53%) принадлежит физическим лицам, а оставшиеся 6 трлн рублей (47%) — юридическим лицам. За девять месяцев 2020 года активы на брокерском обслуживании в совокупности увеличились на 1,8 трлн рублей. При этом активы физических лиц возросли на 1,2 трлн рублей, а юридических лиц — только на 0,6 трлн рублей.
В среднем у крупнейших брокеров на 5,7% счетов сконцентрировано 93,9% активов розничных инвесторов, а на 1% крупнейших счетов — 64% клиентских активов. На более чем 75% счетов сумма активов физических лиц не превышает 10 тыс. рублей, а в совокупности на них приходится примерно 0,02% активов физических лиц на брокерском обслуживании. При этом ЦБ РФ отмечает рост доли объема средств на счетах «среднего класса» (то есть с объемом активов от 100 тыс. до 1 млн рублей): с 4,1% на конец 2018 года до 5,6% на конец сентября 2020 года.
На конец третьего квартала 2020 года клиентами брокеров было 7,6 млн физических лиц. Из них, согласно представленным крупнейшими брокерами данным, примерно 70% — мужчины, причем на них приходится около 75% активов. Средний возраст инвестора сместился с 25-35 до 30-40 лет. В то же время основной объем активов сосредоточен среди клиентов 40-60 лет — на них приходится более половины совокупных активов.
«Необходимо отметить, что на рынок приходят не только молодые люди с небольшими суммами и желанием попробовать новые финансовые продукты, но и люди в более зрелом возрасте, с жизненным опытом и консервативным подходом к инвестированию. Если раньше наибольшее количество счетов приходилось на клиентов 25-35 лет, то сейчас — на людей в возрасте 30-40 лет. Для сравнения: в доверительном управлении средний возраст клиентов больше — 45-55 лет (согласно информации, представленной крупнейшими управляющими)», — отмечается в информационно-аналитическом материале Банка России.