Потери – это любые виды деятельности, которые не добавляют ценности.
Компании нацелены на применение эффективных и бережливых процессов, минимизируют их или исключают какие-либо потери. Согласно принципам «бережливого производства», любые расходы ресурсов на любые цели, отличные от создания ценности для конечного потребителя, рассматриваются как потери и являются объектом для совершенствования.
В бережливом производстве различаются два вида потерь:
1) потери, необходимые для функционирования системы;
2) потери, не являющиеся необходимыми для функционирования системы.
Последние и находятся в центре внимания рассматриваемого КПЭ.
Создатель производственной системы компании Toyota определил семь типов потерь (также известных как семь муда):
1) транспортировка – ненужное перемещение частей, материалов, информации между процессами;
2) перемещения – ненужное перемещение производителя, рабочего или оборудования;
3) запасы – любые материалы, находящиеся в процессе производства или готовые товары, находящиеся в избыточном количестве или не обладающие функцией добавления ценности;
4) простои – любые простаивающие люди, части, системы или оборудование, ожидающие завершения производственного цикла;
5) перепроизводство – производство быстрее и большего количества, чем требуется заказчику;
6) избыточная обработка – любая дополнительная работа, выполненная сверх объема, необходимого для удовлетворения требований заказчика;
7) дефекты – результаты, которые считались бы заказчиком неприемлемыми.
Получение информации об уровне производственных потерь применительно к внутренним процессам позволяет компаниям идентифицировать любую проблему и принять соответствующие действия.
Формула
Метод расчета потерь зависит от показателей, применяемых для каждого типа потерь, но обычно состоит из простого подсчета или измерения. Сприк Стигалл определил следующие показатели для каждого типа потерь.
Потери при транспортировке:
- этапы, связанные с перемещениями на метро;
- время и расстояние, проводимое образцами в курьерской машине;
- расстояние, которое ваш персонал преодолевает при переноске реагентов и вспомогательных материалов.
Потери при перемещениях:
- преодолеваемое расстояние, связанное с выполнением всех этапов процесса;
- диаграмма «спагетти» для вашего персонала во время пиковой загрузки;
- расстояние до места, где находятся материалы, запасы и/или образцы.
Потери, связанные с запасами:
- время, затрачиваемое сотрудниками на размещение заказа;
- время, затрачиваемое сотрудниками на ротацию складских запасов;
- количество расходных материалов, хранимых в лаборатории, по сравнению с количеством расходных материалов, хранимых на складе.
Потери при ожидании:
- время, проведенное на телефоне в ожидании передачи критически важных результатов;
- время ожидания стационарными пациентами забора крови у амбулаторного больного;
- время ожидания технологами прибытия образцов.
Потери при перепроизводстве:
- количество образцов, доставляемых в час;
- количество партий за смену;
- размер партии на каждом этапе процесса.
Потери при избыточной обработке:
- количество раз, когда образцы сортируются для дальнейших процессов;
- количество раз, когда технологи сортируют образцы перед передачей их на анализ;
- количество раз, когда образцы сортируются перед передачей их на хранение.
Потери, связанные с дефектами:
- дефекты, перешедшие из одного этапа процесса в другой;
- количество корректирующих отчетов в день;
- количество образцов, требующих приведения в порядок для анализа, на одного лаборанта.
Анализ уровней производственных потерь осуществляется в соответствии с принципами бережливого производства. Важно, чтобы он проводился регулярно.
Поскольку существуют значительные различия в процессах, рекомендовать целевые значения показателя не представляется возможным.
Измерение уровней производственных потерь и ведение отчетности по ним направлены не столько на получение фактических цифр и их снижение, а сколько на идентификацию потенциальных проблем в структуре процесса и нахождение путей его пересмотра и совершенствования в целях исключения потерь. Измерение производственных потерь является концепцией методологии бережливого производства, продвигающей идею непрерывного совершенствования и, следовательно, непрерывного анализа потенциальных типов потерь всеми, кто участвует в каждом процессе.