Термин «упаковка» вообще имеет двоякое значение: во-первых, это материал, в который помещен товар, и в этом смысле его синонимом можно считать тару (хотя под тарой подразумевают преимущественно внешнюю упаковку); во-вторых, это и процесс затаривания, укладки, укупорки товара, завершающий обычно весь производственный цикл.

vneshneekonomicheskaya_deyatelnost

 Значение упаковки, ее виды

 Упаковка, тара выполняет несколько функций. Прежде всего она обеспечивает сохранность товара после его изготовления — при складировании, перемещениях, перевозках, погрузочно-разгрузочных работах вплоть до доставки товара Покупателю (конечному потребителю). Упаковка должна быть достаточно прочной, чтобы уберечь товар от возможной порчи, повреждений, хищений, неблагоприятного воздействия атмосферных осадков.

Во-вторых, характер упаковки должен создавать необходимые удобства для обращения с товаром в процессе его доставки в конечный пункт назначения, а при необходимости при демонстрации товара покупателям и установке (монтаже) технического изделия у потребителя. С этой целью рекомендуется формировать рациональные упаковочные единицы (грузовые места), оптимальные по весу и объему, снабженные приспособлениями для переноски. Для облегчения перемещения (переноски) груза и снижения транспортных расходов целесообразно, чтобы упаковка была по возможности легкой.

Наконец, упаковка может являться носителем рекламы и другой информации. Рекламно-информационная функция упаковки особо значима для потребительских товаров. Хорошо продуманная упаковка придает определенный имидж товару, облегчает его узнавание, помогает отличить данный товар от конкурирующих. На самой упаковке либо в упаковочных листах, вкладываемых в грузовое место, может содержаться краткая информация о товаре, сведения о его составе, способе употребления, сроках хранения.

Различают два основных вида упаковки: внутреннюю — неотделимую от товара (флакон с духами, тюбик с кремом, бутылка с напитком, банка консервов, пачка сигарет и т.д.) и внешнюю — пакеты, коробки, ящики, пленки, пергамент, брезент. В качестве самой надежной внешней упаковки служат контейнеры, широко применяемые для перевозки внешнеторговых грузов.

Для многих товаров характерна «многослойная» упаковка. Например, при экспорте хрустальных ваз каждое изделие заворачивается и вкладывается в малую коробочку (соответственно размеру изделия), несколько таких коробочек помещаются в короба большего размера, а затем несколько коробов упаковываются в наружную тару.

Некоторые виды тары (бочки, бутыли, а также поддоны, контейнеры) годятся для многократного использования. В таких случаях стороны контракта договариваются, является ли такая тара возвратной, т.е. подлежит ли она возврату Покупателю. Тогда следует уточнить обязанности Продавца по возврату тары Покупателю, указав в контракте способ и сроки возврата тары, порядок оплаты транспортных расходов и др.

Применяется еще пакетирование и специальная обработка некоторых бестарных товаров перед отгрузкой (в частности, антикоррозийное покрытие металлоконструкций, смазка машинотехнических изделий), что условно можно назвать особого рода «упаковкой». Например, арматурная сталь пакетируется, стальные трубы покрываются антикоррозийной краской. Смазка, консервация имеет существенное значение для транспортных средств и ряда других технических изделий, даже если они перевозятся в неупакованном виде.

 Нормативные требования к упаковке

 В определенных случаях устанавливаются в законодательном порядке обязательные требования к таре (упаковке). Тогда продавец обязан передать покупателю товар в такой таре (упаковке), которая соответствует этим обязательным требованиям.

Выбор конкретных упаковочных средств (материалов) зависит от характера товара, согласованного базиса поставки, действующих в странах контрагентов законодательных норм, предписаний государственных органов, рекомендаций международных организаций относительно упаковки тех или иных товаров с учетом современных требований по безопасности упаковочных материалов.

В Рекомендациях предусмотрено, что во внешнеторговых контрактах указывается наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)», а также описания и требования к маркировке товара. Все надписи на упаковке делаются на языке страны Покупателя или по согласованию сторон на ином языке, а при необходимости на нескольких языках.

ГК РФ содержит определенные указания относительно тары и упаковки (ст. 481). Как общее правило, требования к таре и упаковке определяются в договоре купли-продажи. Но если такое условие в договоре не предусмотрено, товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового — способом, обеспечивающим сохранность товара при обычных условиях хранения и транспортировки.

Обычно продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Но покупатель может и сам упаковать товар либо предоставить упаковочные материалы продавцу, если это предусмотрено договором купли-продажи или вытекает из существа обстоятельства.

ГК предусматривает также последствия передачи товара без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке (ст. 482). В случаях, когда подлежащий затариванию (упаковке) товар передается покупателю без тары (упаковки) либо в ненадлежащей таре (упаковке), покупатель вправе потребовать от продавца затарить (упаковать) товар либо заменить ненадлежащую тару (упаковку), если иное не вытекает из существа обстоятельства или характера товара. Вместо этих требований покупатель имеет право предъявить продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества.

В импортные контракты целесообразно включать положение о том, что обнаруженные дефекты или нарушения упаковки считаются дефектом всего товара, и соответственно предусматривать обязанность Продавца незамедлительно устранять выявленные дефекты упаковки или заменять поврежденные места с применением соответствующих штрафных санкций в порядке возмещения Покупателю понесенных убытков.

В Инкотермс-2000 зафиксирована обязанность Продавца обеспечить упаковку товара, необходимую для его перевозки, за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли принято отправлять товар без упаковки. Продавец осуществляет упаковку в той мере, в какой ему известны обстоятельства, относящиеся к транспортировке (например, способы перевозки, место назначения, требования к упаковке в стране покупателя).

Все же Продавцу целесообразно выяснить и по возможности учесть разумные дополнительные требования Покупателя в отношении упаковки поставляемого товара, особенно если это вытекает из сложившихся традиций, устоявшихся вкусов в стране назначения. А если Продавец заинтересован постоянно сбывать данный товар этому Покупателю, желательно удовлетворять запросы Покупателя по характеру упаковки в максимальном объеме.

С учетом существующих в России суровых климатических условий, дальних расстояний и достаточно жестких требований отечественных перевозчиков российские покупатели нередко добивались от иностранных продавцов повышения прочности упаковки против общепринятой.

 Примечание. Так, при закупках в Индии некоторых видов пищевкусового сырья по требованию наших импортеров индийские продавцы обеспечивали упаковку черного перца в двойные джутовые мешки (обычно этот товар поставляется в одинарных мешках), а фанерные ящики с чайным сырьем, обтянутые металлическими полосами, дополнительно обшивались мешковиной.

 Содержание маркировки

 Маркировка — это текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) продукции; объекты маркировки — товарный знак, торговая марка, фирменное наименование, данные о товаре, адрес производителя и т.п.

В Российской Федерации нанесение маркировки и манипуляционных знаков производится в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов». Маркировка наносится на внешнюю упаковку товара или самой продукции. Как и упаковка товара, маркировка несет многофункциональную нагрузку.

Во-первых, она обеспечивает идентификацию товара, поэтому содержит информацию о наименовании товара, содержащегося в данном грузовом месте, его весе брутто (нетто), а также указание номера места и общего количества мест во всей партии товара (обычно в виде дроби: в числителе — порядковый номер места, а в знаменателе — число мест в данной партии). Нередко указывается также изготовитель товара (Продавец), его товарный знак, номер контракта, объем грузового места и др.

Вторая не менее важная функция — обозначение транспортных реквизитов и условий обращения с грузом при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и складировании. Это необходимо для своевременной и сохранной доставки товара в пункт назначения.

Обычно обозначаются страна назначения, конкретный пункт (станция, город или иной населенный пункт), наименование получателя и при необходимости маршрутные знаки. Так, при импорте оборудования указывается присвоенный российской стороной номер транса (маршрута транспортировки).

Указания по обращению с грузом (предупредительная маркировка) наносятся в виде надписей («осторожно», «не кантовать», «стекло», «верх»), манипуляционных знаков — условных графических изображений (зонтик, рюмка и т.д.) и при необходимости обозначаются центр тяжести, места захвата погрузчиком и стропами.

Другие функции маркировки имеют специальное назначение: привлекать внимание своей оригинальностью и красочностью, вызывать благожелательное отношение потребителей к данному товару и его производителю, информировать о соблюдении экологических требований и т.д.

В связи с обострением проблемы охраны окружающей среды возрастает роль экомаркировки. В странах Европы и других регионах началось создание единой системы экомаркировки. Так, в Германии экологически чистые (безопасные) продукты маркируются знаком «Голубой ангел».

При заключении внешнеторгового контракта целесообразно предусмотреть точное содержание маркировки, на каком языке она наносится (на языке страны Покупателя или на одном из наиболее распространенных языков), на каких сторонах грузовых мест (на верхней стороне ящика, одной или двух торцевых сторонах), и оговорить, что она наносится несмываемой краской. При этом необходимо соблюдать условия международных соглашений и требования транспортных организаций в отношении маркировки соответствующих грузов.

Стороны внешнеторговой сделки обязательно калькулируют стоимость упаковки и маркировки, а в контракте указывается, включены ли расходы по упаковке и маркировке в цену товара или оплачиваются дополнительно по согласованным ставкам (в абсолютной величине или в процентах от цены товара).