Ключевая роль команды руководителей заключается в определении возможностей будущего роста на существующих и новых рынках. Следовательно, идентификация этих рынков и оценка темпа их роста являются необходимыми процедурами при анализе данных об эффективности компании.
Объем рынка измеряется общим количеством или общей стоимостью проданных товаров или услуг в течение определенного периода (как правило, это 52 недели — один год). Показатель темпа роста рынка (market growth rate) представляет собой отношение объема рынка в текущем периоде к объему рынка в предыдущем периоде. Если показатель меньше единицы, то рынок сокращается, если выше единицы – рынок растет.
Несмотря на то что данные по хорошо изученным рынкам легкодоступны и содержатся в отчетах компаний по исследованию рынков, получение точных данных об объеме рынка является непростой задачей. Ниже представлены различные подходы, которые могут использовать компании при анализе объема рынка:
- проведение опросов среди провайдеров (производителей товаров, услуг и т. д.). Недостатком этого метода является опасность преувеличения потенциала роста;
- исследование каналов распространения продукции. В этом случае существует опасность двойного счета и пропуска части или частей рынка;
- опросы среди клиентов или конечных пользователей. Этот метод обычно самый затратный и требует большого объема данных.
Формула
Темп роста рынка = Общий продаж на рынке в текущем году / Общий объем продаж на рынке за предыдущий год,
где объем продаж может быть выражен как в денежных единицах, так и в количестве проданных единиц товара.
Обычно темп роста рынка измеряют ежегодно, однако есть смысл делать это ежеквартально нарастающим итогом в рамках года. Источником информации для рассматриваемого показателя являются данные маркетинговых исследований либо данные, полученные в ходе опросов.
Так как показатели темпа роста рынка весьма значительно варьируются, установление целевого значения не представляется возможным. Быстрорастущий рынок лучше, чем сокращающийся. Однако существует ряд компаний, которые специализируются на сокращающихся рынках (например, такие компании входят на рынок, когда главные игроки покидают его, поскольку потенциал рынка исчерпан).
Многие компании также пытаются спрогнозировать темп роста рынка на будущий год (или годы) на основе данных по трендам и маркетинговых прогнозов.
Для компаний также может быть полезна информация о среднем размере потребительской корзины (т. е. сколько покупает или потребляет отдельный человек на данном рынке). Этот показатель можно вычислить, разделив общий объем рынка на количество потребителей.