Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings относит банковский сектор Российской Федерации к группе 7 по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment, BICRA).
Помимо России к данной группе относятся Бахрейн, Гватемала, Марокко и Оман.
В то же время, аналитики агентства сравнивают Россию с более широким списком государств, относящихся к группам 6-9, а именно с Бразилией, Индией, Грузией, Турцией, ЮАР и Марокко.
Методология присвоения рейтингов банкам предполагает использование компонентов BICRA (оценок экономического и отраслевого риска) для определения базового уровня, на основе которого присваивается кредитный рейтинг эмитента. Базовый уровень рейтинга банков, работающих только в Российской Федерации, составляет «bb-«.
«Недавно мы пересмотрели оценку экономических рисков банковского сектора в России, приняв во внимание более быстрое, чем ожидалось, восстановление экономики, которое последовало за умеренной рецессией 2020 г. (когда темпы роста ВВП снизились на 3%), вызванной негативным воздействием пандемии COVID-19. На наш взгляд, это свидетельствует об устойчивости российской экономики к стрессовым ситуациям, которая повысилась на фоне реформ макроэкономической политики, проведенных за последний год», — отмечается в сообщении S&P GR.
Аналитики агентства полагают, что влияние затянувшейся фазы коррекции на российский банковский сектор прекратилось, и в настоящее время банковская система страны находится в фазе экспансии.
«Мы прогнозируем рост российской экономики на 4% на фоне сильного восстановления внутреннего спроса. Так, темпы роста реального ВВП уже достигли уровня, отмечавшегося до пандемии. В то же время, по нашим прогнозам, в 2022 г. темпы экономического роста замедлятся до 2,6%, а затем приблизятся к среднему долгосрочному уровню около 2%. Геополитическая неопределенность и связанный с этим риск возможного ужесточения санкций по-прежнему сдерживают потенциал экономического роста России», — говорится в обзоре.
Эксперты ожидают, что совокупные средние темпы роста кредитования будут выше темпов экономического роста, составляя примерно 10% в год в 2021-2022 гг. По их оценке, темпы роста в розничном сегменте, особенно необеспеченных потребительских кредитов, снизятся до 15-20% к концу 2021 г. вследствие менее благоприятных процентных ставок и принятия корректирующих мер центральным банком в июле и октябре 2021 г. По прогнозам, доля проблемных кредитов в розничном сегменте стабилизируется на уровне 4,3-4,5% в 2021-2022 гг.
«В нашем базовом сценарии мы предполагаем, что уровень расходов на формирование резервов российских банков может составить до 1,0% их среднего амортизированного кредитного портфеля в 2021 г., а в дальнейшем — 0,6-0,8%, — говорится в сообщении. — Мы позитивно оцениваем тот факт, что большинство крупнейших российских банков создали значительные резервы на возможные потери по кредитам в первом квартале 2020 года».
«Мы отмечаем, что за последние десять лет уровень раскрытия информации в целом значительно повысился. Мы также принимаем во внимание меры, принимаемые Центральным банком РФ для повышения общего уровня прозрачности банковского сектора», — отмечается в документе.
Оценка S&P GR экономической устойчивости отражает, с одной стороны, умеренные показатели благосостояния России и ее устойчивость к факторам стресса, поддерживаемую сильной макроэкономической политикой, а с другой — структурную зависимость экономики от нефтегазовых доходов и лишь невысокий потенциал долгосрочного роста.
«Мы полагаем, что возможные волны коронавирусной инфекции вряд ли дестабилизируют процесс восстановления экономики», — сообщается в пресс-релизе.
Благоприятное сочетание высоких цен на нефть, слабого обменного курса и высоких темпов восстановления номинального ВВП оказало позитивное влияние на показатели бюджета в первом полугодии 2021 года.
«На основании наших допущений относительно средней цены на нефть марки Brent на уровне $75 за баррель в 2021 г., $65 за баррель в 2022 г. и $55 за баррель в 2023 г. и с учетом возврата к бюджетному правилу, действовавшему до пандемии, мы также ожидаем, что расширенное правительство будет поддерживать сбалансированный бюджет и продолжит конвертировать дополнительные доходы от продажи нефти в иностранную валюту и направлять их в Национальный фонд благосостояния — этот процесс возобновился в 2021 г.», — отмечается в сообщении.