В работе по исполнению импортной сделки выделим следующие направления:
1) контроль за качественным и своевременным изготовлением закупленного товара и подготовкой его к отгрузке из-за границы;
2) организация транспортировки товара и сдача его отечественному заказчику (получателю);
3) таможенное оформление завезенного товара на территории России;
4) проведение расчетов за поставленный товар;
5) претензионная работа с иностранным поставщиком и транспортными организациями.
Контроль за качеством и отгрузкой импортного товара
Контроль за качеством закупленного импортного товара наиболее эффективен, когда российский покупатель осуществляет предварительное инспектирование (испытание, осмотр) товара в стране продавца. В этом случае покупатель заблаговременно подбирает квалифицированных специалистов для командирования за границу и оформляет их выезд.
По получении извещения продавца о готовности товара к испытанию представители покупателя направляются на предприятия иностранного поставщика, а при необходимости и на предприятия субпоставщиков для участия в испытаниях. Проверка качества товара может производиться непосредственно в цехах в ходе производственного цикла, на складе готовой продукции либо в пункте отгрузки непосредственно перед отправкой товара в Россию. После проведения испытаний и получения положительных результатов составляется протокол испытаний, подписываемый обеими сторонами контракта. Такой протокол является основанием для выдачи покупателем (уполномоченным им представителем) продавцу разрешения на отгрузку товара. Одновременно может осуществляться и проверка количества товара.
По договоренности сторон проверка качества и количества товара может быть поручена независимым компетентным организациям, фирмам, известным покупателю. В ряде случаев проверка товара в стране продавца осуществляется государственными органами, сертификационными центрами, которые выдают соответствующий сертификат качества и другие необходимые документы.
Российский покупатель обязан обеспечить ввоз из-за границы импортного товара, полностью соответствующего действующим в России нормативам, которыми установлены обязательные требования к товарам, исходя из российского законодательства. В эти требования входят безопасность и экологическая чистота товаров, их соответствие определенным техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим нормам.
На товары, подлежащие обязательной сертификации, целесообразно получить необходимый сертификат соответствия или заменяющий его документ, выданный в стране продавца (см. п. 4.4). Если получить такой сертификат до отгрузки товара из-за границы не представляется возможным, российский покупатель обязан обеспечить проведение сертификации в нашей стране по прибытии импортного товара.
Заключительная проверка качества импортного товара всегда проводится после ввоза товара на территорию России. Она может носить характер окончательной приемки товара, если таковая предусмотрена импортным контрактом. По условиям контракта окончательная приемка может осуществляться либо во входном погранпункте (в морском торговом порту, на железнодорожной погранстанции или пограничном пункте автоперехода), либо в пункте назначения внутри страны (на складе или строительной площадке грузополучателя). Последний вариант наиболее предпочтителен для российской стороны.
Результаты проверки качества и количества товара на складе грузополучателя обычно оформляются актом внутрискладской приемки. Такая проверка завезенного товара проводится силами самого грузополучателя либо по поручению российского покупателя (заказчика) независимой компетентной организацией (например, СОЭКС).
Если предусмотрено участие иностранного поставщика (продавца) в приемке товара на территории России, покупатель оказывает необходимое содействие в отношении прибытия иностранного представителя в конкретный пункт субъекта РФ, обеспечения его надлежащим жилым помещением и организации нормальных условий работы. По результатам проверки состояния поступившего товара полномочные представители продавца и покупателя подписывают акт сдачи-приемки товара. Впрочем, такой акт может составляться не только в пункте прибытия товара, но и в погранпункте и даже за границей, если это отражено в импортном контракте.
Контроль за качеством импортного товара продолжается и после его приемки — в процессе реализации, причем по товарам, на которые получена гарантия продавца, — до истечения гарантийного срока (срока годности, хранения). В случае обнаружения дефектов или признаков недоброкачественности товара покупатель незамедлительно принимает меры к устранению дефектов или замене недоброкачественного товара. Незначительные дефекты целесообразно устранять на месте за счет инопоставщика силами его представителей или силами самого покупателя (получателя) товара.
В случае полной непригодности товара российский покупатель незамедлительно информирует об этом инопоставщика и предлагает ему распорядиться товаром. Забракованный товар подлежит возврату продавцу для его замены другой партией доброкачественного товара либо уничтожению на месте с согласия продавца. Возврат забракованного товара обеспечивается покупателем за счет продавца.
Все же приоритетная задача российского покупателя — предотвратить отгрузку некачественного товара из-за границы и добиваться обеспечения сохранности товара в процессе транспортировки до конечного пункта назначения. Всегда лучше предупредить возможность наступления нежелательных событий, чем исправлять допущенные огрехи постфактум.
Контроль за исполнением импортной сделки в предотгрузочный период включает еще отслеживание хода подготовки товара к отгрузке из-за границы. Российскому покупателю важно располагать своевременной информацией иностранного поставщика о готовности товара к отгрузке, а также о произведенной отгрузке.
Извещение продавца об ожидаемой дате готовности товара к отгрузке особенно необходимо покупателю, когда последний обязан в соответствии с базисными условиями поставки обеспечить подачу транспортного средства в пункт отгрузки. Если такая информация запаздывает, целесообразно напомнить об этом продавцу. По получении извещения об отгрузке товара из-за границы покупатель дает соответствующие инструкции российскому заказчику (грузополучателю, экспедитору) для обеспечения приемки товара.
Транспортировка товара из-за границы и ввоз в Россию
В зависимости от базисных условий поставки, предусмотренных в контракте, отгрузка и/или доставка товара до пункта назначения обеспечиваются продавцом либо покупателем.
Если товар отправляется из-за границы продавцом, покупатель обязан своевременно сообщить продавцу необходимые отгрузочные инструкции, включая точное наименование пункта назначения и реквизиты грузополучателя. Эти данные могут быть известны покупателю уже в момент заключения сделки. Тогда целесообразно сразу же передать их продавцу, причем необходимые сведения можно указать и в контракте. Во всех случаях покупателю надлежит позаботиться, чтобы продавец получил отгрузочные инструкции до начала срока отгрузки товара.
Когда товар отправляется из-за границы непосредственно в адрес отечественного грузополучателя, покупатель обязан своевременно сообщить продавцу подробные адресные и транспортные реквизиты получателя товара. При железнодорожных перевозках указываются станция и дорога назначения, при необходимости еще ветка или склад получателя. При наличии нескольких грузополучателей поставляемой партии товара покупатель направляет продавцу или своему экспедитору во входном погранпункте импортную разнарядку, в которой указываются полные реквизиты всех получателей и количество товара, подлежащего отгрузке каждому из них. Разнарядка должна поступить инопоставщику до отгрузки товара, а экспедитору в погранпункте — до прибытия товара в этот пункт. Если товар прибывает морем и заранее неизвестен конкретный порт выгрузки в пределах данного бассейна (например, один из Балтийских или Черноморских портов), целесообразно для подстраховки направить разнарядку в несколько портов соответствующего бассейна.
При массовых отгрузках в течение календарного года практикуется передача в пункты отгрузки или перевалки (порты) постоянной разнарядки, действующей на весь год. По мере прибытия очередных партий товара покупатель сообщает экспедитору только количество товара, подлежащего отгрузке из данной партии каждому конкретному получателю в счет постоянной разнарядки.
Когда подача транспортного средства является обязанностью российского покупателя, последний, исходя из информации продавца о сроках готовности товара к отгрузке, должен заблаговременно заказать соответствующий транспорт и обеспечить его подачу в определенный пункт отгрузки товара за границей к установленному сроку.
Соблюдая установленный транспортными организациями порядок, покупатель выдает заявку на железнодорожные вагоны, авто- или авиатранспорт (при базисе поставки ФСА в пункте отправки за границей) или ордер на фрахтование тоннажа (при базисе ФОБ иностранный порт). Далее покупатель контролирует закрепление транспортного средства, тесно контактируя с соответствующей транспортной или экспедиторской организацией. Получив ее подтверждение о предоставлении транспортного средства, покупатель незамедлительно извещает продавца о произведенном фрахтовании тоннажа или закреплении иного транспортного средства с указанием ожидаемой даты его прибытия под погрузку. При морской перевозке сообщаются название судна и его позиция (дата или 10-дневный временной интервал ожидаемого прибытия в порт погрузки).
После завершения погрузки и оформления транспортного документа продавец должен незамедлительно известить покупателя о произведенной отгрузке, чтобы покупатель дал необходимые инструкции в порт прибытия или сухопутный пункт назначения и обеспечил надлежащую приемку груза, а при необходимости его переотправку конечному грузополучателю.
Если продавец не обязан страховать товар в пути следования, покупатель сам заботится о надлежащем транспортном страховании груза. Для этого он направляет в страховую компанию (наиболее авторитетной российской организацией по страхованию внешнеторговых грузов является АО «Ингосстрах») заявление на страхование данной партии импортного товара.
При поставке товара на условиях СИФ или СИП (поименованный пункт назначения) покупатель заинтересован заранее согласовать с продавцом все условия страхования и проконтролировать выполнение этих условий продавцом. Следует четко представлять, в какой момент переходят с продавца на покупателя все риски случайного повреждения и частичной или полной утраты груза по условиям СИФ и СИП. Еще раз подчеркнем, что моментом перехода вышеуказанных рисков является погрузка товара на борт судна (при водных перевозках) или на иное транспортное средство (при сухопутных и воздушных перевозках), а не выгрузка в порту назначения/пункте прибытия.
Примечание. Приведем поучительный пример из внешнеторговой практики. Из западноафриканского порта было отгружено 5 тыс. т какао-бобов, закупленных на условиях СИФ Ленинград/Рига. Товар был упакован в джутовые мешки весом по 60 кг нетто. Продавец зафрахтовал под трамповую перевозку иностранное судно и застраховал груз в солидной английской страховой компании. Оплата товара была произведена с аккредитива против представленных в банк отгрузочных документов.
В пути следования судно заходило в порт Гамбург, что допустимо при базисе поставки СИФ. После выхода судна из указанного порта разразился сильный шторм, вследствие чего судно село на мель. В целях восстановления плавучести судна для его спасения как более дорогого имущества по сравнению с грузом капитан распорядился выбросить за борт часть перевозимой партии какао-бобов. Вскоре значительное количество мешков с какао-бобами было выловлено местными рыбаками и просушено на берегу. Однако в результате подмочки какао-бобов морской водой их внешняя оболочка покрылась плесенью. Такой продукт, по авторитетному заключению экспертов, не является полностью испорченным и пригоден к использованию после специальной обработки на кондитерских предприятиях заказчика, причем дополнительные затраты на такую обработку компенсируются разумной уценкой.
Основная часть партии какао-бобов, оставшаяся на судне, была не повреждена и доставлена в порт назначения. Одновременно в порту Гамбург были добросовестно оформлены документы, необходимые для получения от страховщика возмещения убытков в связи с наступлением страхового случая. Поскольку продавец выполнил свои обязанности, предусмотренные контрактом, забота о возмещении возникших убытков из-за частичной утраты и повреждения товара легла на отечественного покупателя (внешнеторговое объединение).
Для принятия решения о надлежащих действиях по такому неординарному событию покупатель провел серию обстоятельных консультаций с правовыми и страховыми организациями в нашей стране и за рубежом. В результате покупатель подготовил и направил страховщику все документы, подтверждающие право на получение страхового возмещения. Учитывая, что возмещению подлежала довольно крупная сумма, страховая компания переводила эту сумму по частям в течение нескольких месяцев. Примечательно, что убытки были оплачены из расчета рыночной цены товара на момент наступления страхового случая, которая оказалась выше контрактной стоимости. Но и закупку некоторого количества какао-бобов взамен утраченного и уцененного товара пришлось производить по новой цене.
По прибытии импортного товара в пункт назначения и выгрузке с транспортного средства проверяется в первую очередь соответствие количества грузовых мест и их состояния данным транспортного документа. В случае расхождений, выявленных в пункте выгрузки (недостача или излишек мест, а также их повреждение), покупатель (грузополучатель) требует от перевозчика составить коммерческий акт при железнодорожных и авиаперевозках либо акт-извещение при морских перевозках. Указанные документы необходимы для заявления претензии перевозчику или страховой компании на возмещение недостачи, повреждения товара. Акт-извещение, составленный в порту выгрузки, служит необходимым основанием для последующего оформления аварийного сертификата страховой компании, дающего грузовладельцу право получить возмещение понесенных убытков.
Для отгрузки импортного товара из входного порта в адрес грузополучателя по поручению покупателя (или его экспедитора) порт организует перевалку груза, по возможности прямым вариантом «борт судна — вагон». При нехватке железнодорожных вагонов в порту в момент разгрузки судна товар временно размещается на складе порта и затем отправляется по назначению в возможно короткий срок. За сохранность товара несет ответственность порт, а в дальнейшем — железная дорога. Грузополучатель может организовать самовывоз товара из порта автотранспортом.
Если после отгрузки товара из порта в конечном пункте назначения обнаружится частичная или полная утрата или повреждение груза, конечный перевозчик обязан удовлетворить обоснованную претензию грузополучателя.
Успешное завершение транспортной операции — своевременная и сохранная доставка импортного товара — во многом зависит от эффективных действий российского покупателя на всех этапах транспортной логистической цепочки от склада иностранного поставщика до отечественного грузополучателя.
Таможенное оформление ввозимых товаров
Таможенное оформление импортного товара может производиться во входном погранпункте либо в пункте назначения в зависимости от способа транспортировки и контейнеризации груза.
Общие правила таможенного оформления импортных товаров совпадают с теми, которые применяются при экспорте. Аналогичным образом осуществляется декларирование товара. Покупатель должен заблаговременно позаботиться о получении всех документов, представляемых таможенному органу при декларировании товара (см. ст. 131 ТК), включая документы о происхождении товара, сертификации, санитарные, карантинные, подтверждающие заявленную таможенную стоимость и иные.
Обязанность по совершению таможенных операций несет российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку (или от имени либо по поручению которого заключена эта сделка), т.е. покупатель или заказчик (грузополучатель) импортного товара. Это лицо, как и при экспорте, может поручить таможенному брокеру (представителю) совершать таможенные операции.
Вместе с тем существуют и некоторые особенности таможенных процедур при ввозе товаров из-за границы. В ТК РФ, Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и других нормативных актах предусмотрены определенные ограничения и запреты на ввоз отдельных товаров в соответствии с международными обязательствами и российским законодательством исходя из национальных интересов.
Согласно ТК РФ товары, запрещенные к ввозу на территорию РФ, подлежат немедленному вывозу за пределы страны, а в случае невозможности этого помещаются на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, на срок до трех суток (ст. 13). По истечении этого срока товары, оборот которых запрещен в РФ, подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с действующим законодательством (ст. 431).
Российским импортерам следует также руководствоваться положениями Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Наряду с обычными таможенными пошлинами в целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин — специальные (special), антидемпинговые (dumping), компенсационные (compensatory), что предусмотрено ст. ст. 7 — 11 Закона «О таможенном тарифе».
Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся в РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров, либо ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны иностранных государств.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб, аналогичный указанному в отношении применения антидемпинговых пошлин.
При ввозе товаров из-за границы необходимо соблюдать установленные ТК РФ правила в отношении определения страны происхождения товаров (ст. ст. 29 — 38), прибытия товаров на таможенную территорию РФ (ст. ст. 69 — 78), таможенных платежей (ст. ст. 318 — 357) и др.
К ввозимым из-за границы товарам дифференцированно применяются таможенные режимы, указанные в гл. 18 — 21 ТК. Обратим внимание на произошедшие некоторые изменения названий таможенных режимов. Вместо прежних названий «импорт» и «выпуск для свободного обращения» теперь основным режимом при ввозе товаров является «выпуск для внутреннего потребления» (ст. ст. 163 — 164). В других случаях к ввезенным товарам могут применяться следующие режимы: «переработка на таможенной территории» (ст. ст. 173 — 186), «переработка для внутреннего потребления» (ст. ст. 187 — 196), «временный ввоз» (ст. ст. 209 — 214), «таможенный склад» (ст. ст. 215 — 233), «реимпорт» (ст. ст. 234 — 238), «беспошлинная торговля» (ст. ст. 258 — 263).
Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров регулируется ст. 323 ТК. Таможенная стоимость товара определяется самим декларантом согласно методам, установленным российским законодательством (см. ниже), и заявляется в таможенный орган при декларировании. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Таможенный орган принимает решение о правильности определения декларантом таможенной стоимости. В случаях, когда обнаружены признаки недостоверности и (или) недостаточности представленных декларантом сведений, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товара с уведомлением об этом декларанта.
В разд. III Закона «О таможенном тарифе» отмечено, что система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) ввозимых товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике (ст. 12). Эти принципы закреплены в ГАТТ. В том же разделе Закона изложены права и обязанности как декларанта, так и таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товара (ст. ст. 15, 16). Отдельная статья посвящена соблюдению конфиденциальности информации (ст. 14). Учитывая существенное значение этой статьи для российских участников ВЭД, приведем ее полностью:
«Информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.
За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или являющейся конфиденциальной, таможенный орган РФ и его должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».
В разд. IV того же Закона изложены методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения. С учетом международной практики установлено шесть таких методов:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами;
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) на основе вычитания стоимости;
5) на основе сложения стоимости;
6) резервный метод.
Эти методы применяются таможенными органами и декларантами последовательно, если невозможно использовать предыдущий. Сущность каждого из указанных шести методов расшифрована в ст. ст. 19 — 24 Закона. ФТС утверждает формы бланков декларации таможенной стоимости и порядок ее заполнения.
В целях правильного взимания ввозных пошлин и достоверного ведения внешнеторговой статистики существенное значение придается определению страны происхождения товара в соответствии с нормами ВТО. Вопросы определения страны происхождения товара регулируются ТК (гл. 6) и Законом «О таможенном тарифе» (разд. V). Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке, причем под страной происхождения может пониматься не только одна страна, но и группа стран, регион или часть страны.
Если в производстве товара участвуют две и более страны, критериями достаточной переработки считаются:
а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
Критериям достаточной переработки не отвечают следующие операции:
— операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;
— операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
— простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;
— смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров (ст. 32 ТК и ст. 28 Закона «О таможенном тарифе»).
В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать представления сертификата о происхождении товара. Этот документ представляется в обязательном порядке в следующих случаях:
— на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет преференции по таможенному тарифу;
— на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования ВЭД;
— если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является РФ, а также законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов РФ;
— в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа РФ есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.
Сертификат о происхождении товара должен содержать:
а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
Учитывая, что правила таможенного оформления довольно часто подвергаются корректировке, российским импортерам, заказчикам и грузополучателям импортных товаров необходимо внимательно следить за нормативными документами ФТС. С этой целью полезно поддерживать тесные деловые контакты с таможенным учреждением, в сфере деятельности которого находится данный участник ВЭД.
Расчеты за импортный товар
Платеж за импортный товар не обязательно совпадает по времени с моментом физического завоза товара. В зависимости от способа и сроков платежа, предусмотренных импортным контрактом, российский покупатель действует по-разному.
В импортных контрактах нередко предусматривается авансовая оплата до поставки товара, что не столь выгодно покупателю. К тому же в ряде случаев разрыв во времени между предоплатой и поставкой товара бывает довольно длительным. С учетом этих обстоятельств усилия покупателя должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить получение товара и всех необходимых документов от иностранного поставщика, исключить возможность его недобросовестных действий, максимально защитив при этом права отечественных получателей и потребителей импортного товара.
При авансовом платеже в целях обеспечения выполнения продавцом своих обязательств по контракту важно получить надлежащую платежную (банковскую) гарантию и проверить ее действенность. Желательно получить от продавца такую гарантию еще при заключении сделки, но, во всяком случае, до осуществления платежа за купленный товар. Целесообразно также по возможности производить авансовый платеж не полной суммы контракта, а лишь какой-то ее части.
В мировой практике платеж обычно производится против представления продавцом необходимых покупателю документов, что может происходить до или после прибытия товара в пункт назначения. При аккредитивной форме расчетов отечественный покупатель должен своевременно открыть аккредитив в пользу иностранного продавца. Обычно аккредитив открывается по получении извещения продавца о готовности товара к отгрузке или по специальному запросу продавца, как это оговорено в контракте.
Во избежание длительного замораживания денежных средств нецелесообразно открывать аккредитив задолго до отгрузки товара и с избыточным сроком его действия. Нежелательно также открывать подтвержденный аккредитив, что сопряжено с дополнительными расходами и фактически означает согласие покупателя с сомнениями иностранного продавца относительно платежеспособности российской стороны.
Для открытия аккредитива покупатель, выступающий в качестве приказодателя, направляет соответствующему банку заявление на аккредитив, условия которого должны соответствовать предусмотренным в контракте. Далее покупатель контролирует использование аккредитива продавцом и заботится о получении всего комплекта документов, обусловленных аккредитивом. По получении документов покупатель тщательно проверяет их и при обнаружении каких-либо расхождений, изъянов, неправильностей в оформлении документов или недополучения какого-либо документа незамедлительно сообщает свои замечания и возражения продавцу. Если, по мнению покупателя, выплата с аккредитива произведена неправильно, он вправе опротестовать ее через банк.
При расчетах по инкассо, что более выгодно покупателю, последний также проверяет поступившие от продавца документы и в установленный срок направляет в банк акцепт-поручение на перевод причитающейся суммы в оплату счета продавца. Кстати, покупатель может задержать оплату счета или оплатить его не в полной сумме, если для этого возникнут веские основания, о чем необходимо незамедлительно проинформировать продавца.
Покупатель всегда заинтересован производить оплату товара не сразу в полной сумме, а по частям. В практике внешнеэкономических организаций нередко аккредитив выставлялся на оплату 90 — 95% стоимости товара, а остальная сумма резервировалась для возможных удержаний в возмещение недостачи по количеству или в связи с пониженным качеством товара, зафиксированным при приемке товара в стране покупателя. В таких случаях первоначальный счет продавца является, по существу, предварительным, а окончательный расчет с продавцом производится по результатам приемки прибывшего товара в соответствии с условиями контракта.
Для покупателя всегда предпочтительнее рассчитываться за товар после его приемки в пункте назначения. При импортных заказах на поставку комплектного оборудования, строительство каких-либо объектов целесообразно завершать расчеты с иностранным поставщиком или подрядчиком после окончания строительно-монтажных работ, ввода объекта в эксплуатацию и даже после достижения запроектированных эксплуатационных показателей (производительности, мощности и т.д.). Если иностранный поставщик, подрядчик предоставляет рассрочку платежа (кредит), нецелесообразно производить платеж ранее установленного срока.
Претензионная работа по импорту
При осуществлении поставок и расчетов за импортный товар и особенно после их завершения покупатель обеспечивает четкую постановку претензионной работы, контролируя своевременное получение от продавца, а также от транспортно-экспедиторских и страховых организаций возмещения убытков (включая упущенную выгоду), если таковые возникнут.
Наиболее распространенными основаниями для заявления претензий продавцу являются просрочка поставки, недостача товара по количеству, дефектное или пониженное качество товара, а также обнаруженные в течение гарантийного срока дефекты, неисправности тех товаров, на которые получены соответствующие гарантии.
Существенное значение имеют правильное оформление претензионных документов и отсылка их адресату в установленные сроки. Иногда после отправления основных претензионных материалов приходится какие-то из них дорабатывать и досылать дополнительные документы.
Необходимо вести учет всех заявленных претензий, контролировать ход их рассмотрения другой стороной и поступление сумм, признанных по каждой претензии. Неполучение ответа на претензию нельзя автоматически считать ее молчаливым признанием. Но по претензии, оставленной без ответа, заявитель приобретает право передать дело на рассмотрение в третейский суд.
Как свидетельствует торговая практика, подавляющее большинство заявленных претензий разрешается дружественным путем. Однако, если достичь дружественного урегулирования возникшего спора не удается, а заявитель претензии уверен в обоснованности своей позиции, он вправе передать дело в арбитраж в соответствии с условиями контракта.
Исковое заявление должно быть четко сформулировано и надлежащим образом отправлено в предусмотренный арбитражный орган согласно регламенту или правилам последнего. Обычно копия искового заявления одновременно высылается ответчику. Далее в ходе арбитражного разбирательства как истец, так и ответчик всячески стремятся подкрепить свою позицию, при необходимости представляя в арбитраж дополнительные документальные доказательства.
Рассмотрение дела в арбитраже, которое в сложных случаях может растянуться на несколько месяцев, завершается вынесением арбитражного решения. Это решение по правилам многих международных арбитражных судов является окончательным, обязательным для обеих сторон сделки и не подлежит обжалованию. Однако на практике приходится сталкиваться с такими явлениями, когда «проигравшая» сторона (должник) не исполняет добровольно арбитражное решение. Тогда потерпевшая сторона (кредитор) вынуждена обратиться в судебный орган страны должника с исковым требованием о принудительном взыскании причитающейся суммы с должника.
При исполнении импортных сделок российскому покупателю не следует забывать также о правах иностранного продавца заявлять претензии покупателю в тех случаях, когда последний нарушает контрактные обязательства, например при неосновательном отказе от оплаты товара или задержке платежа, в случае опоздания с подачей транспортного средства (если это обязан обеспечить покупатель), несвоевременного сообщения отгрузочных инструкций, разнарядки и др.
По завершении импортной операции (как и при экспорте) ее результаты целесообразно комплексно проанализировать, оценить степень ее эффективности и разработать мероприятия по дальнейшему повышению эффективности последующих импортных поставок. Весьма полезен также обобщенный анализ по совокупности всех операций, проведенных за определенный временной период (квартал, полугодие, год).
Особое внимание нужно уделять качеству, техническому уровню и безопасности завозимых товаров, обеспечению их сохранности и надлежащего использования, не допускать ввоза низкокачественных, малорентабельных товаров и избегать чрезмерного импорта товаров, заботиться об обеспечении экономической безопасности страны.