Оборот розничной торговли в России в апреле 2020 года, по предварительной оценке аналитической компании InfoLine, упал на 30-40%.
«Март был рекордным за последние пять лет по объемам продаж, но в апреле мы видим глубочайшее падение. Сейчас пока еще предварительные оценки по розничному товарообороту — на 30-40% будет результат (ниже) по итогам этого «черного апреля», — сказал гендиректор InfoLine Иван Федяков на онлайн-конференции в четверг.
«Это падение будет крупнейшим в истории нашей страны, и оно опасно не только своей глубиной, но и тем, что мы никогда не переживали такого двойного удара, который сейчас будем переживать», — считает эксперт. В отличие от предыдущих кризисов, падение продаж в физической массе не может быть компенсировано за счет инфляции. «Цены не будут расти такими галопирующими темпами, как это было, например, в 2015 году, даже несмотря на ослабление рубля. Во многом — потому что реальные доходы населения, к сожалению, также переживают очень глубокое снижение, население не готово покупать более дорогие товары», — отметил Федяков.
По данным за апрель, продажи практически во всех сегментах непродовольственного ритейла обвалились. «Снижение до 90% происходило в сегменте одежды, в других сегментах, рост был только благодаря фарм-ритейлу и продуктам питания. Но уже в последние недели апреля мы видим, что и в фарм-ритейле снижение, и в продуктах питания снижение. Во многом мы это связываем с тем, что реальные доходы населения существенным образом сокращаются, приходится экономить, это проецируется на показателях деятельности торговых компаний», — сообщил Федяков.
Но по итогам I квартала ритейлеры получили «очень неплохие» результаты, в том числе за счет спроса в марте, когда часть населения делала закупки впрок. «По итогам I квартала наши лидеры отрасли отчитались очень неплохо <…> Причем это во многом было связано не с экстенсивным развитием и ростом количества магазинов, как ранее, а с тем, что показатель LfL продемонстрировал положительную динамику. Эффективность действующих магазинов впервые за долгое время существенно опередила инфляцию. До этого мы часто констатировали, что рост объемов продаж во многом был связан исключительно с инфляционными явлениями», — отметил гендиректор InfoLine.
На рынке общественного питания падение в апреле было гораздо глубже — не менее 60%. «Большинство ресторанов, кафе закрыты, и, конечно, это сказывается на результатах отрасли», — отметил он. После снятия ограничений в России не откроются до трети ресторанов, еще треть закроется позже, прогнозирует эксперт.