Президент РФ Владимир Путин поддержал передачу банку ВТБ пакета акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).


«Правительство вышло с предложением передать ВТБ государственный пакет акций Объединенной судостроительной корпорации. Я поддерживаю это предложение, знаю, что с вами они об этом говорили», — заявил Путин на встрече с главой банка Андреем Костиным.


«Когда я об этом первый раз услышал, было, конечно, достаточно неожиданно. Но могу сказать, что мы хорошо знаем эту организацию, с самого начала её создания. Мы работаем тесно и с корпорацией, и с предприятиями, входящими в корпорацию, поэтому знаем проблемы, особенно в том, что касается организации финансирования. Поэтому я уверен, что при вашей поддержке мы справимся с этой задачей и приложим все силы для того, чтобы все задачи решить. Там задач много стоит, особенно в нынешних условиях, но все они, на мой взгляд, решабельные», — заявил глава ВТБ.
Говоря о ситуации в ОСК, Путин отметил, что проблем у компании много, «но это работающая структура и в целом набирающая темп в этой работе».


«Да, есть вопросы, требующие особого внимания, в том числе и со стороны специалистов банка. Это связано с расчётами, с финансовым оздоровлением компании. Всё, разумеется, не может быть сделано без поддержки правительства, и такая поддержка, разумеется, должна быть обеспечена со стороны правительства. Я очень рассчитываю на то, что ваши специалисты, они доказали свой высокий профессиональный уровень, справятся со всеми этими задачами. Конечно, это, без всякого преувеличения, вызов, это серьёзно, это целая отрасль», — указал президент РФ.


ОСК создана в соответствии с указом президента в 2007 году, 100% ее акций находится в федеральной собственности.


«Доверительное управление акциями не меняет форму собственности и обязательства по действующим контрактам, в том числе по исполнению гособоронзаказа и строительству гражданских проектов. Судостроение сейчас находится в фазе роста, что требует обеспечения финансовой стабильности и инвестиций в модернизацию производственных мощностей ОСК, где консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса», — заявили в пресс-службе компании.


В пресс-службе ВТБ, в свою очередь, отметили, что любые действия со стороны банка будут возможны после того, как правительство согласует порядок и реализует процедуру передачи принадлежащих государству акций ОСК в доверительное управление ВТБ.


«Мы убеждены, что корпоративные изменения ни в коем случае не должны повлиять на обязательства корпорации перед заказчиками, кооперацией, сотрудниками: непрерывность хозяйственной деятельности судостроительного холдинга — безусловный приоритет», — заявили в банке.
В апреле этого года Костин предложил начать приватизацию госкомпаний для развития внутреннего рынка РФ и привел в пример ОСК. «Не потому, что там люди плохо работают, я абсолютно не хочу этого сказать. Просто эта компания занимает 80% активов отрасли. Это вообще недопустимо, на мой взгляд», — пояснил Костин.


В июне банкир вновь заявил о необходимости приватизации ряда компаний и упомянул ОСК. «Допустим, такая компания, как Объединенная судостроительная корпорация, она испытывает довольно большие финансовые сложности. Сложности в управлении определенные тоже есть, а конкуренции, стимулов для развития — нет. У нас в банковской сфере 300 банков, плюс Сбер с ВТБ конкурируют прямо не на жизнь, а на смерть. А там, в судостроении, нет конкуренции и, как следствие, нет серьезных результатов. Есть отрасли, которые, на мой взгляд, сегодня просто созданы для того, чтобы их приватизировать, передать каким-то другим компаниям. А вот такие монстры-монополисты — они бессмысленны. Отсутствие конкуренции порождает только большие проблемы, и все время подкачка государственными деньгами требуется», — сказал он в интервью агентству Reuters.


Комментируя идею Костина, глава ОСК Алексей Рахманов заявил, что она «неплохая», но есть проблемы с реализацией. «Во-первых, история развития лидеров судостроения уже доказала, что это конкуренция мер государственного участия и поддержки: Корея, Китай, Япония, США… Список можно продолжать. Только консолидация и господдержка, более ничего не помогает в глобальной конкуренции. Во-вторых, у половины отрасли уже был печальный опыт работы в частных руках. Те же Балтзавод, Северная верфь, Выборг. Частные руки испарились, а сделанное ими до сих пор разгребаем. Проблема-то не в виде собственности. Лошадь может стоять в государственной конюшне, может в частной, но если ее не кормить, она сдохнет и там и там», — говорил он в интервью журналу «Эксперт».


ОСК — крупнейшая судостроительная компания России. В ее состав входит более 50 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных научно-исследовательских центров и предприятий в 15 регионах России. По данным компании, в 2022 году выручка группы ОСК составила 384 млрд рублей. ОСК не публиковала финансовую отчетность за 2022 год. Чистый убыток ОСК за прошлый год составил порядка «двух десятков» млрд рублей, говорил Рахманов в июне в интервью «Интерфаксу». По его словам, в 2023 году ОСК рассчитывает получить 400 млрд рублей выручки по МСФО.


Как говорится в материалах пресс-службы компании, многие предприятия входили в ОСК в период с 2007 по 2022 год в банкротном и предбанкротном состоянии, в том числе без заказов.

Корпорация предпринимала меры по стабилизации экономического состояния предприятий и возвращению их к производственной деятельности. В настоящее время предприятия ОСК имеют портфели заказов на годы вперед как в части военного кораблестроения, так и в гражданских проектах.


С момента создания ОСК предприятиями корпорации было построено и отремонтировано суммарно более 320 единиц кораблей и судов. За последние 8 лет в условиях санкций сдано более 200 заказов (2/3 от общего объема сданных кораблей и судов).


В настоящее время корпорация сфокусирована на 5 направлениях развития. Это проекты «Распределенная верфь», «Модернизация и техническое перевооружение», «Оптимизация производственных мощностей», «Создание центров компетенций» и «Цифровизация». 18 обществ группы ОСК задействованы в работе в рамках национального проекта «Производительность труда», который реализуется с 2018 года.


В конце марта этого года Минпромторг сообщал, что ОСК подала документы для проведения программы финансового оздоровления. Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов тогда пояснял журналистам, что в качестве инструмента финансового оздоровления обсуждается докапитализация корпорации. «Докапитализация нужна для того, чтобы ОСК как корпорация в целом и многочисленные верфи, которые в нее входят, могли эффективно строить широкую линейку гражданских судов и военных кораблей и могли при этом позволить себе привлекать банковские средства на модернизацию мощностей, — необходимо оказать финансовую поддержку, которая позволит разобраться с теми долгами, которые появились у корпорации», — говорил он.


В августе 2022 года на совещании по развитию судостроительной отрасли Путин раскритиковал главу ОСК Рахманова за заключение убыточных контрактов, после чего был проведен финансовый аудит компании, была изменена система заключения контрактов с заказчиками.