Участники ВЭД должны хорошо знать нормативную базу и правила ведения коммерческой деятельности на внешних рынках, установленные в нашей стране и за рубежом, и постоянно отслеживать происходящие изменения в этой области.
Нормативно-правовая база ВЭД включает российские законодательные и иные правовые акты, международные двусторонние и многосторонние договоры РФ по торгово-экономическим вопросам. Действующие в России нормативные документы обязательны для применения всеми участниками ВЭД.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ (ст. 7 ГК РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации»). Правила, установленные международным договором, имеют приоритет по сравнению с национальными законодательными нормами.
Положения многих международных актов имеют разнообязательную юридическую силу для российских хозяйствующих субъектов, а именно:
(1) вполне обязательные для применения, считающиеся нормативными требованиями;
(2) имеющие не обязательный, а рекомендательный характер, т.е. применяющиеся факультативно, но некоторые из них могут настоятельно рекомендоваться для применения;
(3) содержащие как императивные нормы, предусматривающие обязательное их соблюдение, так и диспозитивные правила, не ограничивающие права заинтересованных сторон действовать по взаимной договоренности и применяемые при решении неурегулированных вопросов.
Кроме того, в мировой торговой практике немаловажную роль играют сложившиеся национальные или международные торговые обычаи, деловые обыкновения (узансы). Под торговыми обычаями понимаются сложившиеся и устоявшиеся единообразные правила, достаточно известные, общепризнанные и постоянно соблюдаемые в соответствующих областях торговли, разумные и определенные по содержанию. Торговые обычаи фиксируются в материалах организаций ООН, специальных сборниках торговых палат, правилах крупных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов по тем или иным вопросам. Эти торговые обычаи могут серьезно приниматься во внимание при арбитражном разбирательстве споров между сторонами внешнеторгового контракта.
К настоящему времени в России сложилась довольно обширная законодательная база ВЭД, причем постоянно продолжаются ее пополнение и совершенствование. В начале нынешнего десятилетия был принят крупный пакет новых законов и скорректированы многие прежние с учетом норм ВТО. Для проработки важных законопроектов нередко требуется длительное время. Выявляемые пробелы в законодательстве могут восполняться указами Президента, которые имеют силу законодательных актов.
В современном российском законодательстве можно выделить две группы законов, регулирующих различные стороны ВЭД: (1) специальные законы по вопросам ВЭД и (2) законы более общего характера, имеющие в той или иной части отношение к ВЭД.
Из федеральных законов, посвященных специально (преимущественно или в значительной мере) вопросам ВЭД, отметим следующие: Таможенный кодекс РФ, Законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об экспортном контроле», «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», «Об экспорте газа», «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «Об участии в международном информационном обмене», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения», «О международном коммерческом арбитраже», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др.
Более обширна другая группа законов, которые содержат нормы, регламентирующие те или иные стороны ВЭД в увязке с более общими хозяйственными, финансовыми, социальными, транспортными, информационными, общегражданскими и другими вопросами. Многие из них перечислены в Приложении. При изучении этих законов важно обращать внимание на положения, относящиеся к тем или иным сторонам ВЭД.
Сошлемся еще раз на ГК РФ, в котором содержится немало глав, касающихся как внутрихозяйственных, так и внешнеэкономических вопросов, в частности:
— гл. 9 «Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность)»;
— гл. 21 — 26: «Понятие и стороны обязательства», «Исполнение обязательств», «Обеспечение исполнения обязательств», «Перемена лиц в обязательстве», «Ответственность за нарушение обязательств», «Прекращение обязательств»;
— гл. 27 — 29: «Понятие и условия договора», «Заключение договора», «Изменение и расторжение договора»;
— гл. 30 — 31: «Купля-продажа», «Мена»;
— гл. 34 «Аренда»;
— гл. 37 — 42: «Подряд», «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», «Возмездное оказание услуг», «Перевозка», «Транспортная экспедиция», «Заем и кредит»;
— гл. 46 — 49: «Расчеты», «Хранение», «Страхование», «Поручение»;
— гл. 51 — 54: «Комиссия», «Агентирование», «Коммерческая концессия».
Для практической реализации принятых федеральных законов выпускается множество (тысячи) подзаконных нормативных актов. Это прежде всего постановления и распоряжения Правительства РФ, а также межведомственные (издаваемые совместно несколькими ведомствами) и ведомственные инструкции, правила, приказы, распоряжения, указания, положения, письма и другие нормативные документы, в частности, издаваемые Минэкономразвития, ФТС, Банком России по отдельным вопросам ВЭД.
Характерным примером межведомственного нормативного акта, имеющего непосредственное отношение к ВЭД, являются Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденные 29 февраля 1996 г. МВЭС по согласованию с ГТК. Эти Рекомендации были разработаны во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 16 января 1996 г. Банк России Письмом от 15 июля 1996 г. предложил всем уполномоченным банкам учитывать положения Рекомендаций при принятии контрактов на расчетное обслуживание и оформлении паспортов сделок, а также рекомендовать клиентам банков — участникам ВТД руководствоваться Рекомендациями при заключении внешнеторговых сделок.
Примечание. Подзаконные нормативные документы, исходящие из разных министерств и ведомств, не всегда взаимоувязаны и состыкованы, порой содержат противоречивые установки, а главное — неудовлетворительно отрабатывается механизм их реализации, что весьма затрудняет их соблюдение. Уязвимость сферы законоприменения связана и с недостаточным контролем за исполнением принятых законоположений. Ведомственные нормативные документы приобретают обязательный характер для всех участников ВЭД после соответствующего утверждения Министерством юстиции РФ. На практике были случаи, когда Минюст отказывал в регистрации некоторых приказов бывшего ГТК по причинам их несоответствия Конституции РФ или федеральным законам, после чего такие приказы отменялись.
Наряду с федеральными нормативными актами во многих субъектах РФ приняты законы и постановления региональных органов власти по вопросам ВЭД.
На федеральном уровне заключаются следующие виды договоров и соглашений с иностранными государствами (в зависимости от степени их значимости): межгосударственные, межправительственные и межведомственные.
Наиболее важные из них — межгосударственные договоры (соглашения), подписываемые от имени нашей страны Президентом РФ и подлежащие ратификации Федеральным Собранием РФ. Межправительственные договоры с российской стороны подписываются председателем Правительства, его заместителями (в соответствии с их компетенцией), а также по уполномочию Правительства — ответственными работниками соответствующих министерств и других органов исполнительной власти. Условия договоров (соглашений) такого рода обязаны исполнять все юридические и физические лица на территории России. Что касается межведомственных соглашений, они становятся общеобязательными после соответствующего утверждения (одобрения) высшими органами государственной власти РФ.
Субъекты РФ также заключают международные договоры в соответствии с их законными правами. По вопросам, не входящим в компетенцию государственных органов, международные соглашения могут заключаться общественными организациями. Так, ТПП России подписала множество соглашений с торговыми, торгово-промышленными, хозяйственными палатами зарубежных стран и смешанными российско-иностранными палатами.
Международные договоры и соглашения, регулирующие торгово-экономические отношения России с зарубежными странами, могут иметь различные названия: договоры (соглашения) о торговом, экономическом, производственном, научно-техническом сотрудничестве, о торговле и мореплавании, о товарообороте и платежах, об общих условиях поставок товаров и др.
За последние полтора десятилетия Россией заключено более 200 новых соглашений со многими иностранными государствами по вопросам торговли, инвестиций, предпринимательской деятельности, энергетики, сельского хозяйства, науки и техники, стандартизации, метрологии и сертификации, конверсии оборонной промышленности, сотрудничества в освоении космического пространства, защиты окружающей среды, ядерной безопасности, регионального сотрудничества.
В современных торгово-экономических соглашениях приоритетное значение приобрели положения о взаимном применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и недопущении дискриминационных условий в торговле, порядке налогообложения, проведения расчетов по торговым и неторговым платежам (включая клиринговые соглашения), применения количественных, технических, санитарных, экологических и иных требований во взаимной торговле, использовании унифицированной коммерческой терминологии, кодирования и т.д.
Примечание. Отметим важное значение торгового Соглашения с США, заключенного в июне 1992 г., согласно которому устанавливалось взаимное предоставление РНБ. В сентябре 1994 г. было подписано Совместное заявление Президентов РФ и США «О принципах и целях развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки», в котором впервые были обозначены основные направления двустороннего торгово-экономического сотрудничества. На принципиально новой основе заключено многоплановое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС, действующее с 1997 г. В нем были определены режим взаимной торговли товарами и услугами, движения капиталов, рабочей силы, условия предпринимательской деятельности. В преддверии завершения срока действия СПС было подготовлено к подписанию с ЕС в конце 2006 г. новое Соглашение, которому придается общеевропейское стратегическое значение.
Значительная часть многосторонних международных соглашений, конвенций и иных международно-правовых актов приходится на разработанные ООН и входящими в ее систему организациями: Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД (UN Conference on Trade and Development, UNCTAD), Организация ООН по промышленному развитию — ЮНИДО (UN Industrial Development Organization, UNIDO), Продовольственная и сельскохозяйственная организация — ФАО (UN Food and Agriculture Organization, FAO), Организация по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО (UN Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO), Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС (World Intellectual Property Organization, WIPO), Международная морская организация — ИМО (International Maritime Organization, IMO), Международная организация гражданской авиации — ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO), Экономический и социальный совет ООН — ЭКОСОС (UN Economic and Social Council, ECOSOC), Комиссия ООН по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ (UN Commission on International Trade Law, UNCITRAL), Экономическая комиссия ООН для Европы — ЕЭК (UN Economic Commission for Europe, UN/ECE), Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана — ЭСКАТО (Economic and Social Commission for Asia and Pacific Ocean, ESCAPO), Центр ООН по содействию внедрению процедур для администрирования, торговли и транспорта (UN Centre for Facilitation of Procedures and Practices for Administration, Commerce and Transport, UN/CEFACT), Международный валютный фонд — МВФ (International Monetary Fund, IMF), Международный банк реконструкции и развития — МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций — МАГИ, Программа развития ООН — ПРООН, Программа ООН по защите окружающей среды — ЮНЕП и др.
Многие международные соглашения подписаны в рамках Всемирной торговой организации — ВТО (World Trade Organization, WTO), Всемирной таможенной организации — ВТамО (World Customs Organization, WCO), Международной организации по стандартизации — ИСО (International Organization for Standardization, ISO), Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) и других международных организаций.
Одним из обязательных международных актов в области внешней торговли является упоминавшаяся ранее Венская конвенция. На основе этого документа осуществляется примерно 2/3 всех международных торговых операций. Хотя в этой Конвенции отдается предпочтение диспозитивным нормам, ее положения обязательны для толкования условий внешнеторговых сделок, заключаемых российскими участниками ВЭД.
Необходимо учитывать положения целого ряда других международных конвенций и соглашений, например Конвенции ООН о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г., Оттавской конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. (изменена в 1979 г.), Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1979 г., Женевского договора о законах по товарным знакам 1994 г., Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. и др.
Весомый вклад в разработку многих рекомендаций для осуществления международных торговых операций внесла ЕЭК ООН. Под ее эгидой с середины XX в. активно велась работа по международной унификации внешнеторговых документов. Были разработаны исходная схема бланка унифицированного внешнеторгового документа, рекомендации по его применению и десятки вариантов стандартных (типовых) условий контрактов и общих условий продажи по многим товарам. Среди них наиболее известны следующие «общие условия»:
— экспортных поставок машин и оборудования;
— монтажа машин и оборудования за границей;
— продажи потребительских изделий длительного пользования;
— продажи металлоизделий серийного производства;
— продажи пиломатериалов хвойных пород;
— продажи бревен и пиломатериалов лиственных пород умеренного пояса;
— продажи зерновых;
— продажи картофеля;
— продажи свежих фруктов и овощей, включая цитрусовые;
— продажи сушеных фруктов (очищенных или неочищенных) и др.
Стандартные условия контрактов разрабатываются также различными отраслевыми ассоциациями, крупными экспортерами и импортерами.
ЕЭК разработала еще Руководства по международным договорам о встречной торговле, составлению международных контрактов на крупные промышленные объекты, промышленное кооперирование, услуги по эксплуатации и ремонту промышленных и иных предприятий, инженерно-консультационные услуги, передачу ноу-хау в области машиностроения, правила международного коммерческого арбитража и др.
На региональном уровне заключены многие соглашения с ЕС, внутри СНГ.
Примечание. Во второй половине XX в. в торговых отношениях с нашими основными партнерами — бывшими странами — членами СЭВ, а также с КНР, КНДР, Югославией и Финляндией применялись Общие условия поставок товаров (ОУП). В рамках СЭВ еще действовали Общие условия монтажа (ОУМ), Общие условия техобслуживания (ОУТО), Общие условия специализации и кооперирования производства (ОУСК), Общие принципы обеспечения запасными частями. При этом ОУП со странами СЭВ, КНР и КНДР являлись обязательными для применения, а с Югославией и Финляндией имели факультативный характер.
При ликвидации СЭВ было принято решение о том, чтобы сохранить действовавшие несколько десятилетий ОУП СЭВ (1968/1988) в качестве документа, рекомендуемого для применения в торговле между странами, входившими в этот экономический союз. ОУП с КНДР (1981) и КНР (1990), заключенные бывшим СССР, сохраняют свое действие как нормативные (обязательные) двусторонние документы. ОУП СЭВ — Финляндия (1978) и ОУП между организациями СССР и СФРЮ (1977) продолжают действовать как факультативные документы, но если их положения по соглашению сторон инкорпорированы в контракт, они становятся неотъемлемой частью контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Среди многих соглашений стран СНГ по вопросам экономического сотрудничества отметим Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников СНГ от 20 марта 1992 г., сориентированное на поставку товаров для государственных нужд по межгосударственным соглашениям. В последнее время высказывались предложения о выработке более обстоятельных ОУП между организациями стран СНГ, подобных ОУП с Финляндией и Китаем.
МТП разработала и постоянно совершенствует Инкотермс — Международные правила применения и толкования торговых терминов (International commercial terms), последняя редакция 2000 г., публикация МТП N 560, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов — УОП (Uniform Customs and Practice for Documentary Credits), публикация МТП N 600, Унифицированные правила по инкассо (Uniform Rules for Collections, URC), ред. 1995 г., публикация МТП N 522, а также опубликовала Унифицированные правила для платежных гарантий по требованию (Unifonn Rules for Demand Guarantee) — публикация N 458, Рекомендации по форс-мажорным обстоятельствам (Force Majeure and Hardship) — публикация N 421, Типовой коммерческий агентский контракт (Model Commercial Agency Contract) — публикация N 496, Типовой дистрибьюторский контракт (Model Distributorship Contract) — публикация N 518, Руководство по составлению торговых агентских контрактов (Guide for Drawing up of Contracts Commercial Agency) — публикация N 410, Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (Guide to Drawing International Distributorship Agreements) — публикация N 441, Руководство по операциям с документарными аккредитивами (Guide to Documentary Credit Operations) — публикация N 515E, Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (Uniform Rules for Bank-to-Bank Reimbursements under Documentary Credits) — публикация N 525, и др.
В Руководстве по операциям с документарными аккредитивами содержатся унифицированные формы многих документов, рекомендуемые для применения в международной торговле: заявление на аккредитив, безотзывный документарный аккредитив (подтвержденный и неподтвержденный), уведомление (авизо) об открытии аккредитива, запрос на перевод аккредитива, коммерческий счет, тратта (переводный вексель), сертификат происхождения, страховой сертификат, сертификат инспекции, коносаменты разных видов, авиатранспортный документ (авианакладная), автотранспортная накладная, железнодорожная накладная, мультимодальный транспортный документ (для перевозок в смешанном сообщении), транспортный документ, выписанный экспедитором.
Большинство публикаций МТП носит рекомендательный характер. Но некоторые из них, например Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, принятые Банком России, являются обязательными для применения всеми российскими участниками ВТД и уполномоченными коммерческими банками. Рекомендации МТП помогают коммерсантам разных стран грамотно и наиболее выгодным образом формулировать взаимные права и обязанности сторон во внешнеторговых контрактах и правильно оформлять различные внешнеторговые документы.