Другим широко применяемым показателем прибыльности является маржа валовой прибыли. В отличие от маржи чистой прибыли, где вычитаются все затраты из выручки от продаж, здесь вычитается только себестоимость реализованной продукции. Себестоимость продукции – это прямые затраты, которые несет компания на производство и дистрибуцию товаров или услуг.

Сравнение затрат компании на производство товаров или услуг с выручкой от продаж показывает эффективность производства компании. Если маржа валовой прибыли равна 30%, это говорит о том, что на каждый вырученный рубль от продаж компания расходует 70 копеек на производство реализуемых товаров или услуг.

Маржа валовой прибыли показывает, сколько средств остается у компании из выручки от продаж после вычета себестоимости реализованной продукции, и, следовательно, сколько у компании есть денег, чтобы покрыть накладные и другие расходы, а также получить нераспределенную прибыль и выплатить дивиденды. Это также означает, что маржа валовой прибыли должна быть существенно выше, чем маржа чистой прибыли (см. предыдущий КПЭ).

Высокий уровень маржи валовой прибыли показывает, что компания достаточно прибыльная, а также держит свои расходы под контролем. Вместе с тем низкий уровень маржи показывает, что себестоимость продукции слишком высока, а управление эффективностью производства находится не на должном уровне.

Для менеджеров показатель маржи валовой прибыли особенно полезен при сравнении различных компаний из одной отрасли. Инвесторы часто сравнивают отраслевые показатели маржи валовой прибыли, чтобы определить наиболее выгодные для инвестиций секторы экономики и компании.

Данные для вычисления маржи валовой прибыли берутся из отчета о прибылях и убытках в ходе стандартного бухгалтерского учета.

Формула расчета маржи валовой прибыли :

Маржа валовой прибыли = (Выручка от продаж — Себестоимость продукции) / Выручка от продаж * 100%

Маржа валовой прибыли вычисляется ежемесячно как элемент стандартного цикла управленческой отчетности.

Источником информации о себестоимости продукции и выручке от продаж являются данные бухгалтерского учета, а так же раскрытия публикуемые обществом. К примеру ищем в отчетности фразу, валовая прибыль за 1 полугодие 2019 г. достигла 155,6 млрд руб., валовая маржа составила 23,7% (ПАО «Магнит» результаты мсфо 1 полугодие 2019 года).

Величина маржи валовой прибыли варьируется в зависимости от отрасли, но, при прочих равных условиях, чем выше этот показатель, тем лучше. В некоторых отраслях, например в легкой промышленности, показатель равен 40%. В других отраслях, таких как разработка программного обеспечения, где затраты на создание многочисленных копий продукта незначительны, маржа валовой прибыли может превышать 80%.

Также необходимо отметить, что показатель маржи валовой прибыли должен оставаться стабильным. Он не должен сильно изменяться с течением времени, если только в отрасли не произошли значительные изменения, которые могут оказать влияние на себестоимость продукции или политику ценообразования.

Обобщение.

Являясь важным показателем деятельности компании, маржа валовой прибыли может анализироваться по отношению к производственному подразделению или к продукции. Такой подход может выявить реальные стимулы к наращению прибыли в компании.

Также необходимо иметь в виду, что наценка и маржа валовой прибыли по отношению к товару или товарной группе – не одно и то же (как многие ошибочно считают). Маржа валовой прибыли составляет процент от продажной цены, а наценка традиционно рассматривается как процент от затрат продавца.

На основании данных рассмотренного выше примера, если организация закупает товар за 300 руб., а продает его за 1000 руб., то наценка равна 700 руб. В процентах наценка составляет 233%:

(1000 — 300) / 300 * 100 % = 233%

Другими словами, если необходимо показать маржу в 70%, то средняя наценка должна быть 233%.

Этот пример доказывает, что, хотя в рублях наценка и маржа одинаковы, в процентах они характеризуют два различных подхода к вычислениям.

При организации многих новых бизнесов допускается ошибка по отношению к ожидаемой прибыли, так как владельцы считают, что если наценка равна х%, то и маржа валовой прибыли также равна х%. Но это не так.