Одним из показателем прибыльности, используемым компаниями, является маржа операционной прибыли (operating profit margin). Он характеризует эффективность операционной деятельности компании и стратегии ценообразования. Данный показатель представляет собой отношение операционной прибыли к выручке от продаж и показывает, какая часть выручки от продаж остается после вычета операционных расходов, включающих стоимость рабочей силы, сырья, накладные расходы, амортизацию, износ, рекламу и т. д.
Маржа операционной прибыли – это показатель, который может быть использован для сравнения компаний, не предоставляющих подробных данных о стоимости проданных товаров (что необходимо для расчета маржи валовой прибыли).
Так как операционная прибыль включает только выручку от продаж типовой продукции, данный показатель характеризует прибыльность операционной деятельности компании.
Этот показатель в основном говорит, сколько денег (до уплаты налога на прибыль и процентов) зарабатывает компания на каждый рубль продаж. Маржа операционной прибыли может быть использована для определения того, являются ли расходы на операционную деятельность слишком высокими по сравнению с объемами продукции или продаж (особенно при сравнении с похожими компаниями из одной отрасли). Если компания имеет высокий показатель маржи операционной прибыли по сравнению с конкурентами, то это может говорить о том, что эта компания сумела создать низко затратную операционную модель. В этой связи в качестве примера приводят сеть магазинов Магнит, чья модель использования складских помещений и эффективность дистрибуции привели к снижению стоимости доставки товаров в магазины.
Высокий показатель маржи операционной прибыли показывает, что компания грамотно управляет операционными расходами.
Если руководство компании способно дополнительно повысить уровень маржи операционной прибыли, это свидетельствует, что компания получает все больше прибыли на каждый доллар продаж либо продажи растут быстрее, чем операционные расходы.
Формула маржи операционной прибыли
Маржа операционной прибыли = Операционная прибыль / Выручка от продаж * 100%, где операционная прибыль – прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль.
Маржа операционной прибыли обычно рассчитывается ежемесячно или ежеквартально в рамках традиционного цикла управленческой отчетности. Размер выручки от продаж и стоимость проданной продукции содержится в бухгалтерской документации. Величина маржи операционной прибыли варьируется в зависимости от отрасли, но, при прочих равных условиях, чем выше величина этого показателя, тем лучше.