Для того чтобы придать чистой прибыли сравнительный характер и чтобы понять, сколько прибыли получает компания на каждый рубль полученной выручки, вводится показатель маржи чистой прибыли (net profit margin, также известный как рентабельность продаж), который рассматривает чистую прибыль компании в отношении к общей выручке от продаж.
Таким образом, маржа чистой прибыли является ключевым показателем успешности компании (т. е. насколько она эффективна и насколько хорошо контролирует свои расходы), так как низкое значение маржи чистой прибыли может свидетельствовать о слишком больших операционных расходах или об ошибках в ценообразовании продукции.
Низкий показатель маржи чистой прибыли означает, что у компании низкий «запас прочности» и что малые изменения, такие как небольшой спад продаж или рост операционных расходов (например, рост расходов на электричество или увеличение закупочных цен на сырье), могут быстро уменьшить любую рентабельность и превратить компанию из прибыльной в убыточную.
Для менеджеров показатель маржи чистой прибыли особенно полезен при сравнении различных компаний из одной отрасли. Инвесторы часто сравнивают отраслевые показатели маржи чистой прибыли, чтобы определить наиболее выгодные для инвестиций секторы экономики и компании.
Данные для вычисления маржи операционной прибыли берутся из отчета о прибылях и убытках.
Формула расчета маржи чистой прибыли :
Маржа чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручку * 100%
Обычно рассчитывается ежемесячно при подготовке отчета о прибылях и убытках.
Источником информации о чистой прибыли и выручке являются данные бухгалтерского учета. Например, в ревьюированных результатах деятельности за 1 полугодие 2019 г. в соответствии со стандартом МСФО ПАО «Магнит» можно найти фразу :
«По результатам 1 полугодия 2019 г. чистая прибыль Компании составила 9,8 млрд руб., что на 44,8% ниже аналогичного показателя за 1 полугодие 2018 г. Маржа чистой прибыли снизилась на 149 б.п. и составила 1,5% за отчетный период. »
Величина маржи чистой прибыли варьируется в зависимости от отрасли, но, при прочих равных условиях, чем выше этот показатель, тем лучше. В самом общем случае (тем не менее сильно зависящем от отрасли) считается очень хорошей величина показателя в диапазоне от 20 до 40%.