Магнит, крупнейший в России ритейлер по числу магазинов, разработал концепт магазинов «у дома» для больших городов.
Первый «Магнит» «у дома», адаптированный к особенностям спроса в мегаполисе, открылся в Москве, сообщила компания.
В магазине обновлено оборудование, оптимизирован ассортимент, открыта пекарня и зона кафе, рассчитанная на 11 человек. В ассортименте акцент сделан на категории fresh и ultra fresh, отделы с которыми занимают 35% зала. Это, в частности, фрукты, овощи, молочная продукция, свежая выпечка. Во всех категориях увеличен ассортимент в ценовых сегментах «средний» и «средний+».
Пространство магазина организовано с учетом трех «покупательских путей»: для регулярных закупок, экономии времени и знакомства с новинками. В магазине установлены кассы-трансформеры, которые могут работать в двух режимах (как аппараты для самостоятельной оплаты и как привычные кассы с сотрудником), за счет которых ритейлер рассчитывает бороться с очередями. Покупатели могут воспользоваться прайс-чеккерами, протестировать технологию оплаты, основанную на распознавании лица.
«Большие города характеризуются своими особенностями потребительского поведения. Активно растет спрос на свежую продукцию и здоровое питание, покупатели очень ценят время, им важны не только цена и качество товаров, но и эмоции от покупок. Нам важно соответствовать предпочтениям жителей мегаполисов, поэтому мы создали отдельный кластер магазинов, ориентированный под их нужды, с широким набором актуальных опций в одном месте», — сказал заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнита» Руслан Исмаилов (его слова процитированы в сообщении).
«Мы посмотрим на клиентский отклик, оценим, что нужно скорректировать, и будем использовать различные элементы нового магазина в нашей программе редизайна и развития», -отметил он.
Исторически магазины «у дома» «Магнита» в мегаполисах мало отличались от магазинов такого же формата в менее крупных населенных пунктах. При этом клиентские предпочтения в крупных городах имеют ряд отличий, например, повышенный спрос на скорость покупок и технологичность, пояснил Исмаилов в ходе онлайн-презентации нового магазина.
По его словам, компании потребуется около квартала, чтобы оценить эффективность нового концепта. В то же время у ритейлера «нет задачи открыть как можно больше таких магазинов», отметил Исмаилов. Отдельные элементы концепта «Магнит» может использовать в магазинах «у дома» в других локациях и в магазинах других форматов.
Инвестиции в открытие одного магазина «для мегаполисов» «Магнит» не раскрывает. В случае масштабирования концепта затраты снизятся и будут приближены к затратам на открытие магазинов «у дома» стандартного формата, сообщил Исмаилов.
При этом у «Магнита» есть еще один формат, созданный для городов, — это небольшие магазины «Магнит сити» (площадью 150-230 кв.м), расположенные в местах с высоким покупательским трафиком: рядом с офисами, университетами, различными предприятиями. Их ассортимент меньше, чем в магазинах «у дома» (2 тыс. против 6,35 тыс. SKU), акцент в нем сделан на готовую к употреблению продукцию (выпечку, сэндвичи, кофе и т.д.).
«Магнит» — крупнейший по числу магазинов и второй по выручке ритейлер в России. На конец июня под управлением компании было 20,894 тыс. магазинов, включая 14,581 тыс. магазинов «у дома». Выручка «Магнита» по итогам первого полугодия 2020 года составила 763,4 млрд рублей (рост на 16% по сравнению с показателем за первое полугодие 2019 года).
Ритейлер начал обновлять свои магазины «у дома» в 2017 году, столкнувшись с замедлением продаж и оттоком покупателей из зрелых магазинов. После смены акционеров и руководства в 2018 году «Магнит» вносил корректировки в обновленный концепт.
Главный конкурент «Магнита» — X5 Retail Group — провела первое обновление своих магазинов «Пятерочка» в 2013-2017 годах. В результате рост выручки сети ускорился, она стала драйвером роста продаж Х5, что позволило ритейлеру в конце 2016 года обогнать «Магнит» по размеру выручки и вернуть лидерство на российском рынке розничной торговли. В прошлом году Х5 запустила вторую волну обновления «Пятерочек». В настоящее время в обновленном концепте работают около 10% магазинов от их общего числа.
Программу трансформации сети Х5 рассчитывает завершить за пять лет. В обновленных «Пятерочках» акцент также сделан на категорию fresh (она занимает до половины торгового зала), готовые блюда. В некоторых торговых точках предусмотрены кофе-зоны, собственные пекарни. Торговое пространство также строится с учетом разных покупательских маршрутов — в зависимости от миссии закупки