Ритейлер «Магнит» в своем годовом отчете сообщил, что может сделать «первые шаги» в развитии онлайн-продаж в текущем году.
«Мы также рассматриваем возможность сделать первые шаги в сфере электронной коммерции в 2020 г., которые послужат основой для будущего активного развития в этом направлении», — говорится в отчете ритейлера за 2019 год.
Прежний владелец «Магнита» Сергей Галицкий скептически относился к идее продавать продукты питания онлайн. После смены акционеров ритейлер разработал новую пятилетнюю стратегию развития, частью которой стало развитие e-commerce.
Год назад руководство «Магнита» заявляло, что интернет-продажи и сервис click & collect (то есть заказ товара онлайн с возможностью забрать его в магазине) планируется запустить в 2019 году. Весной прошлого года компания запустила пилотные проекты по доставке товаров из своих магазинов совместно с партнерами. В частности, в Краснодаре был запущен сервис доставки продовольственных и непродовольственных товаров из супермаркетов «Магнит» вместе с компанией Broniboy. В Москве партнером ритейлера стал сервис доставки iGooods.
«Магнит» — второй по выручке и первый по количеству магазинов ритейлер в России. На конец декабря под управлением компании находилось 20,725 тыс. на конец декабря, включая 14,622 тыс. магазинов «у дома». Выручка «Магнита» в 2019 году выросла на 10,6%, до 1 трлн 368,705 млрд рублей. Чистая прибыль (по МСФО) снизилась на 49%, до 17,108 млрд рублей.
В марте 2018 года у «Магнита» сменился основной акционер: группа ВТБ приобрела 29,1% акций ритейлера у его основателя Сергея Галицкого за 138 млрд рублей. В мае ВТБ продал 11,8% акций «Магнита» Marathon Group. В результате сделки доля ВТБ в «Магните» снизилась до 17,3%. С приходом ВТБ «Магнит» начал обновлять команду топ-менеджеров и работать над новой стратегией развития.
Главный конкурент «Магнита» X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») развивает альтернативные традиционным магазинам каналы продаж уже несколько лет. В 2017 году ритейлер запустил онлайн-магазин супермаркета «Перекресток» в Москве, в 2018 году — в Санкт-Петербурге. Еще один проект ритейлера — экспресс-доставка из магазинов «Пятерочка». Кроме того, с 2018 года Х5 устанавливает постаматы в своих магазинах для доставки заказов из магазинов-партнеров.
Ранее в апреле гендиректор Х5 Игорь Шехтерман, что ограничения и опасения, связанные с коронавирусом, вызвали взрывной рост спроса онлайн-продаж. Еще в прошлом году он заявлял, что цель Perekrestok.ru — стать крупнейшим игроком на рынке онлайн-торговли продуктами питания в России (сейчас он на втором месте после «Утконоса»).
В начале апреля сеть «Лента» объявила о запуске интернет-магазинов в партнерстве с сервисами доставки iGooods и «СберМаркет». «Дикси» в марте запустила онлайн-магазин на маркетплейсе Ozon.