Ритейлер «Лента» заключил соглашение о приобретении сети супермаркетов Billa Russia GmbH («Билла Россия») за 215 млн евро денежными средствами.
«Лента» планирует интегрировать 161 приобретенный супермаркет, логистическую инфраструктуру и сотрудников «Билла Россия». Как только магазины сети будут переведены под бренд «Лента», торговая марка «Билла Россия» прекратит свое существование, говорится в сообщении «Ленты».
В результате сделки «Лента» станет вторым игроком по числу супермаркетов на российском рынке ритейла.
Сделка также значительно ускорит экспансию «Ленты» в Москве за счет приобретения зрелых торговых точек, имеющих выгодное расположение и высокую плотность продаж. В результате сделки общая доля «Ленты» на рынке продуктового ритейла Москвы и Московской области составит приблизительно 3%.
Кроме того, как ожидается, покупка сети «Билла Россия» внесет значительный вклад в рост продаж и финансовых результатов «Ленты».
Предполагается, что сделка будет закрыта летом 2021 года при условии получения необходимого одобрения со стороны Федеральной антимонопольной службы России.
В настоящее время сеть «Билла Россия» управляет супермаркетами общей торговой площадью 138,051 тыс. кв. м, подавляющее большинство из которых находится в Москве и Московской области, распределительный центр расположен в Быково (Московская область).
«Приобретение супермаркетов «Билла Россия» даст нам доступ к зрелой сети магазинов с устойчивым потоком покупателей, в том числе в центральных районах Москвы, и позволит удвоить общее количество супермаркетов «Лента». Кроме того, выгодное расположение торговых точек «Билла» даст «Ленте» возможность расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы, что является частью нашего амбициозного плана по значительному развитию онлайн-бизнеса в ближайшие годы», — сказал гендиректор «Ленты» Владимир Сорокин (его слова процитированы в сообщении).
«Продвижение на вторую строчку в списке операторов супермаркетов в крупнейшем и богатейшем мегаполисе России поддерживает стратегические цели, о которых мы объявили на недавнем «Дне инвестора». Кроме того, сделка подтверждает наше намерение играть активную роль в развитии сектора продуктового ритейла», — заявил он.
«Лента» — крупнейшая в России сеть гипермаркетов и четвертый по выручке ритейлер. На конец марта под управлением компании было 394 магазина, в том числе 254 гипермаркета и 140 супермаркетов (в сегменте супермаркетов компания также учитывает магазины «у дома» — нового формата для «Ленты»).
Выручка компании в I квартале 2021 года выросла на 1,2%, до 107,3 млрд рублей, в том числе розничная выручка гипермаркетов — на 1,7%, до 96,19 млрд рублей, розничная выручка супермаркетов сократилась на 1,1%, до 9,691 млрд рублей.
Стратегия «Ленты» предусматривает рост торговых площадей на 1,5 млн кв. м в ближайшие годы (то есть примерно в два раза), причем этот рост будет обеспечен в основном за счет супермаркетов и магазинов «у дома».
Первый пилотный супермаркет «Лента» был открыт в Москве в 2013 году. В 2015 году первые супермаркеты ритейлера открылись в Санкт-Петербурге, а в 2016 году компания вывела формат за пределы этих двух регионов. Прежний гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг в начале 2017 года говорил, что видит потенциал для расширения сети супермаркетов до 500-700 магазинов в долгосрочной перспективе.
Крупнейший оператор супермаркетов в России — X5 Retail Group, управляющая сетью «Перекресток». На конец марта сеть объединяла 940 супермаркетов торговой площадью 1,02 млн кв.м. Выручка «Перекрестка» в I квартале составила 82,84 млрд рублей (рост на 5,4%).
«Лента» благодаря покупке российских супермаркетов Billa увеличит сеть супермаркетов более чем вдвое — до 301 (исходя из количества супермаркетов «Лента» на конец марта). Сколько супермаркетов планируется открыть в 2021 году, «Лента» не раскрывала (компания давала только общий прогноз по приросту торговой площади — плюс минимум 100 тыс. кв. м за счет всех форматов).
Финансовые показатели российского бизнеса Billa покупатель не раскрыл. По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Билла» в 2020 году сократилась на 3,7%, до 47,97 млрд рублей.
По текущему курсу стоимость сделки по покупке «Билла Россия» составит более 19 млрд рублей.
Накануне ритейлер «Магнит»объявил, что договорился о покупке сети «Дикси». Цена сделки основана на текущей стоимости бизнеса в 92,4 млрд рублей.