Лента еще не приняла решение об аллокации капитала, и выплата дивидендов в 2020 году не ожидается, сказал финансовый директор ритейлера Руд Педерсен.
«Решение об аллокации капитала — это вопрос к совету директоров. Совет директоров пока не определил цель для распределения капитала. Я ожидаю, что в настоящее время мы будем фокусироваться на сокращении долга — до того, как дивиденды станут целесообразны», — сказал Педерсен в ходе телефонной конференции во вторник.
Он не ожидает, что выплата дивидендов состоится в 2020 году.
По итогам 2019 года «Лента» впервые получила положительный свободный денежный поток — на уровне 17 млрд рублей. В 2020 году этот показатель также будет положительным, рассчитывает ритейлер.
Соотношение чистого долга к EBITDA на конец года составило 2,3х (2,6х годом ранее). Это самый низкий уровень с 2015 года, и компания продолжить работать над оптимизацией долга, отметил финансовый директор «Ленты».
В феврале прошлого года ритейлер объявил, что может рассмотреть возможность выплаты дивидендов с 2020 года. В ноябре Педерсен говорил, что компания может рассмотреть дивидендную политику в 2020 году, но выплаты не планируются.
Лента еще ни разу в своей истории не платила дивиденды, при этом руководство компании неоднократно упоминало дивиденды (наряду с buyback) в качестве одного из средств распределения капитала между акционерами.
Во вторник компания опубликовала финансовые результаты за 2019 год по МСФО. Выручка «Ленты» выросла на 1%, до 417,5 млрд рублей. Валовая прибыль увеличилась на 3,2%, до 91,659 млрд рублей. EBITDA снизилась на 6,2%, до 33,959 млрд рублей, рентабельность этого показателя составила 8,1% против 8,8% годом ранее.
Чистый убыток «Ленты» по итогам 2019 года составил 2,104 млрд рублей против 11,794 млрд рублей чистой прибыли годом ранее. Компания объяснила убыток неденежными расходами. В прошлом году они составили около 14,1 млрд рублей и включали обесценение активов на сумму 11,8 млрд рублей и расходы на амортизацию ввиду изменения срока полезного использования по объектам благоустройства на сумму 2,3 млрд рублей.
Непростая ситуация в экономике, высокая конкуренция и промо-активность наряду с операционными проблемами повлияли на динамику показателей «Ленты», особенно во втором полугодии, отметил гендиректор компании Герман Тинга на телефонной конференции.
Ритейлер замедлил экспансию и сфокусируется на повышении эффективности существующих магазинов, сказал он. В 2020 году «Лента» планирует увеличить торговую площадь примерно на 3% (в частности, в сегменте гипермаркетов — примерно на 2,5%, в сегменте супермаркетов — на 11%).
В 2019 году торговая площадь магазинов ритейлера выросла на 1,5% (до 1,489 млн кв.м), в том числе гипермаркетов — на 1,9% (до 1,379 млн кв.м). Торговая площадь сети супермаркетов сократилась на 3% (до 110,6 тыс. кв.м). В 2019 году «Лента» открыла восемь гипермаркетов и три супермаркета, три гипермаркета и семь супермаркетов были закрыты.
Одним из приоритетов ритейлера в 2020 году будет динамика LfL-продаж (продаж сопоставимых магазинов), отметил Тинга. По итогам прошлого года LfL-выручка «Ленты» выросла на 0,1% (сопоставимые гипермаркеты сократили продажи на 0,7%, сопоставимые супермаркеты увеличили выручку на 11,8%). В том числе в IV квартале LfL-выручка ритейлера снизилась на 3,6% (падение сопоставимых продаж гипермаркетов составило 4,3%, рост LfL-выручки супермаркетов — 4,7%).
В январе-феврале динамика LfL-продаж «Ленты» улучшилась, несмотря на высокую базу прошлого года, сказал Тинга.
Кроме того, в этом году ритейлер не ожидает значительного влияния на бизнес от сокращения оптовых продаж (в 2019 году упали на 55,5%, до 10,2 млрд рублей), отметил Педерсен. При этом сокращение низко-маржинального оптового бизнеса положительно повлияло на валовую маржу «Ленты», которая по итогам 2019 года выросла до 22% с 21,5% в 2018 году.
Разработка новой долгосрочной стратегии развития «Ленты», работу над которой ритейлер начал после смены акционеров в прошлом году, близка к завершению, сообщил Тинга.
«Мы не перестаем смотреть на новые возможности для роста, мы продолжим рассматривать развитие в рамках как существующих, так и новых форматов, а также исследовать возможности на онлайн-рынке», — добавил гендиректор «Ленты».
«Лента» — крупнейшая сеть гипермаркетов и четвертый по выручке ритейлер в России. На конец декабря под управлением компании было 380 магазинов, в том числе 249 гипермаркетов и 131 супермаркет.
Весной 2019 года у «Ленты» сменились акционеры: основным владельцем ритейлера с долей 77,99% акций стала «Севергрупп» Алексея Мордашова.