Потери товарно-материальных ценностей относятся к потерям продукции от момента ее производства или покупки до момента ее продажи. Потери продукции увеличивают себестоимость для производителя, снижая маржу его прибыли, и для продавца, который в результате увеличивает цены для потребителя.
Причинами потерь могут быть повреждения, административные ошибки, пересортица, порча товаров и т. д. И что самое печальное, основной причиной потерь являются кражи. Доказано, что порядка 44% потерь связано с кражами среди сотрудников предприятия, а 35% потерь – с магазинными кражами.
Понимание уровня потерь товарно-материальных ценностей (ТМЦ) помогает компаниям сфокусировать внимание на проблемных местах и применить лучшие практики в повышении безопасности, упаковке продукции или мониторинге.
Источником данных для расчета коэффициента потерь ТМЦ является оценка объема ТМЦ в соответствии с учетной документацией и товарными накладными по сравнению с фактическим объемом.
Формула
Коэффициент потерь ТМЦ = (IV1 – IV2) / IV1 * 100%
где IV1 – ТМЦ по данным учета;
IV2 – фактический объем ТМЦ.
ТМЦ могут измеряться либо в единицах складского хранения, либо в финансовых единицах с учетом средних продажных цен.
В большинстве случаев данный показатель рассчитывается каждые полгода либо в соответствии со сроками инвентаризации. При автоматизации процесса частота измерений может быть увеличена до ежемесячной.
Источником данных является система управления товарно-материальными ценностями, данные по производству, закупкам и складским запасам, а также информация по продажам и отгрузке продукции.
Целью является исключение или хотя бы минимизация потерь.
Коэффициент потерь ТМЦ, как указывалось выше, рассматривается по отношению к организации, однако исследования показали, что значительные потери происходят при прохождении цепочки поставщиков. Поэтому имеет смысл измерять коэффициент потерь ТМЦ, следуя по цепочке поставок, для выявления слабых мест и принятия необходимых решений к обоюдной выгоде всех участвующих в поставках сторон.