Компания в процессе своей деятельности осуществляет текущие расходы, которые включают затраты на обслуживание оборудования, расходы на маркетинг и продажи, расходы на НИОКР, лицензионные расходы, затраты на страхование, предусмотренные законодательством расходы, управленческие расходы, командировочные расходы, коммунальные расходы, затраты на ИТ-поддержку и т. д. Все эти затраты называются операционными расходами (operating expenses, OPEX) и представляют собой все средства, которые тратятся на поддержание ежедневной производственной деятельности компании. Отсюда следует, что чем меньше у компании операционных расходов, тем она прибыльней.
Операционные расходы являются одними из основных расходов компании наряду с капитальными расходами (вложения в физические активы –приобретение основных средств, нематериальных активов и пр.).
Анализ операционных затрат и их отношения к выручке от продаж дает компаниям представление о дороговизне их деятельности и существования. Отношение операционных расходов к выручке от продаж называется коэффициентом операционных расходов (oiperating expense ratio, OER) и отражает процент от дохода, который идет на поддержание текущей производственной деятельности.
Изменение показателя во времени может служить индикатором способности компании к повышению объемов продаж без пропорционального увеличения операционных расходов. Например, если объем продаж растет год от года, а OER снижается, это может говорить о том, что выручка от продаж увеличивается, а операционные расходы уменьшаются с возрастающей скоростью. С точки зрения чистой прибыли, это отличная ситуация.
OER часто рассматривается как показатель эффективности руководства компании, так как руководители обычно обладают большими возможностями для контроля операционных расходов, нежели выручки или капитальных затрат.
Данные для рассматриваемого показателя берутся из финансовых отчетов и системы бухгалтерского учета.
Формула
OER = Операционные расходы за период / Выручка от продаж за период * 100%
Числитель представляет собой сумму всех операционных расходов. Данный показатель рассчитывается ежемесячно либо ежеквартально. Данные для рассматриваемого показателя берутся напрямую из отчета о прибылях и убытках, где операционные расходы просуммированы за определенный промежуток времени – месяц или год.
Величина целевого значения показателя зависит от отрасли, в которой работает компания. В отраслях с высоким уровнем затрат на НИР и НИОКР, как, например, в фармацевтической промышленности, операционные расходы традиционно выше.
OER полезен только как сравнительный индикатор для компаний из одной отрасли. Крупные расходы (например, большой научно-исследовательский проект), осуществленные в период, для которого рассчитывается OER, и не способные приносить в ближайшие годы дохода, могут исказить значение OPEX и коэффициента операционных расходов.