Внутренний водный транспорт является одним из важнейших элементов транспортной системы Российской Федерации и обладает специфическими и значимыми преимуществами. В регионах Крайнего Севера в условиях отсутствия железных и автодорог внутренний водный транспорт является жизнеобеспечивающим и осуществляет основные объемы перевозок грузов и пассажиров.
По данным специальной комиссии Евросоюза, изучающей вопросы развития внутренних водных путей в Европе, отмечено, что повреждения по причине аварий речного транспорта происходят в 178 раз реже, чем по причине аварий тяжелогрузных автотранспортных средств, и в 13 раз реже, чем во время аварий на железной дороге. Помимо того что речной транспорт один из самых безопасных, он является еще и энергосберегающим видом транспорта с низким уровнем загрязнения атмосферы и воды. Железнодорожный локомотив потребляет в 8 раз, а тяжелогрузное автотранспортное средство в 26 раз больше энергии, чем речное транспортное судно в расчете на 1 т перевозимого груза.
Основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики на период до 2015 г. определены важнейшим документом — Концепцией развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Концепция определяет следующие основные проблемы внутреннего водного транспорта:
— состояние важнейших компонентов транспортной инфраструктуры отрасли водных путей и гидротехнических сооружений на них;
— функционально-возрастная структура и техническое состояние флота как основного средства производства транспортных услуг;
— финансово-экономическое положение и структура собственности судоходных компаний и портов;
— степень развития рынков грузовых и пассажирских перевозок.
Также в 2008 г. Правительством РФ были приняты два значимых для отрасли документа:
1) Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, где в качестве одной из наиболее значимых проблем отмечена несбалансированность развития единой транспортной системы России (например, значительное отставание внутреннего водного транспорта и высокие темпы роста автомобилизации);
2) Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010 — 2015 годы».
Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. В европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система, включающая крупнейшие реки, их притоки и межбассейновые соединения.
Общая протяженность эксплуатируемых в России внутренних водных путей в течение последнего десятилетия была сохранена на уровне примерно 100 тыс. км, однако ввиду недостаточного бюджетного финансирования дноуглубительных работ гарантированные габариты судовых ходов уменьшились, ухудшилось навигационное обслуживание на внутренних водных путях.
Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время на внутреннем водном транспорте выполняется 97,7% перевозок грузов и 90,4% перевозок пассажиров. Доля внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, в настоящее время составляет 4,9 тыс. км (75%). Однако необходимо отметить, что износ основных производственных фондов крупных и средних коммерческих организаций еще на начало 2007 г. составлял на морском транспорте 51,2%, на внутреннем водном — 69,7%.
На некоторых реках прекращено судоходство в меженный период и в темное время суток. В результате внутренние водные пути России используются с интенсивностью, не соответствующей их потенциальным возможностям. Доля грузов, перевозимых по этим путям, составляет примерно 4% общего объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортным комплексом страны, что значительно ниже, чем в ряде стран Европы (в Германии — 19%, в Бельгии — 10%). Характерная для России сезонность транспортного использования внутренних водных путей не в полной мере объясняет недостаточную реализацию их транспортного потенциала.
Большинство из действующих на внутренних водных путях России гидротехнических сооружений введены в эксплуатацию 50 — 70 и более лет назад. Ухудшение технического состояния гидротехнических сооружений, связанное с недостаточным для его поддержания объемом бюджетного финансирования и отсутствием действенных механизмов привлечения внебюджетных средств, привело в последние годы к снижению уровня безопасности при эксплуатации этих сооружений, росту риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ составлялся с учетом исторических традиций речного права. При его подготовке оказались востребованными не только труды советских правоведов, но и исследования, проведенные российскими юристами в дореволюционный период.
Необходимость издания комментария во многом объясняется тем, что в нем не только разъясняются требования действующего речного законодательства, но и поясняется, исходя из каких соображений составлялись те или иные нормы; комментарий призван помочь правильному пониманию современного речного законодательства.