Снижение ВВП РФ с большой вероятностью будет зафиксирован как в 2020, так и в 2021 году, незначительный рост ожидается только начиная с 2022 года даже в сценарии максимально допустимых (в рамках сохранения финстабильности) стимулирующих фискальных и монетарных мер, пишут экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в своем докладе «О контурах конструктивного варианта прогноза.
Доклад опубликован на сайте ЦМАКП, одним из его авторов является руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов центра Дмитрий Белоусов (младший брат первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, который в свое время возглавлял этот центр).
«Развитие ситуации с эпидемией коронавируса и с ценами на нефть, видимо, происходит по «кризисному», если не по «шоковому» сценарному варианту. Очевидно, уже не удастся избежать более или менее жесткой рецессии — с соответствующими социальными последствиями, включая скачок бедности и безработицы», — пишут авторы доклада.
В конце марта ЦМАКП подготовил три варианта прогноза — «мягкий» сценарий, оценивая его вероятность уже тогда лишь в 15% (предполагал минимальный рост ВВП РФ в 2020 году), «жесткий» сценарий с вероятностью около 60% (рецессия продлится около двух лет — в 2020 г. спад ВВП РФ может составить 3-3,3%, в 2021 г. — снижение на 1%, в 2022 году — рост в пределах 0,5%) и «шоковый» сценарий с вероятностью около 30% (спад ВВП РФ в 2020 году порядка 7%, в 2021 году — в районе 2%, небольшой рост начиная с 2022 года).
«Конструктивный вариант прогноза подготовлен, исходя из следующих приоритетов экономической политики: предотвращение безработицы (соответственно, предотвращение массового закрытия компаний, включая малый и средний бизнес, почти не имеющий «запаса прочности»), поддержка доходов населения (особенно, малообеспеченных), сдерживание инфляции и поддержка рубля, поддержка инвестиционной активности (и программ развития)», — описывают новый свой сценарий прогноза в ЦМАКП.
«В наличие двух «суперфакторов» — длительного карантина и очень низких цен на нефть (плюс низкого мирового спроса на российскую продукцию) с помощью одной лишь финансовой политики переломить ситуацию, разумеется, не удастся. Российскую экономику все равно ожидает, с высокой вероятностью, двухлетняя рецессия — соответствующая по длительности в данном сценарии продолжительности спада мировой экономики», — предупреждают эксперты центра.
При этом они считают, что масштабы этого спада и, особенно, его социальные последствия, могут быть существенно снижены в конструктивном сценарии по сравнению с «жестким» и особенной «шоковым» вариантами.
«Спад ВВП РФ в данном (конструктивном — ИФ) сценарии удастся сдержать на уровне 2,3-2,5% в 2020 г. и 0,5- 0,8% в 2021 г., с выходом на прирост в 0,6-1,0% в 2022 г. То есть выигрыш относительно сценария «жесткий» кризис составит по ВВП — 0,5-0,8% в 2020 г. и по 0,1-0,3% в 2021 и 2022 г.», — говорится в аналитической записке.
«Сдерживание безработицы в данном сценарии является важнейшим приоритетом политики. Соответственно, если в кризисном сценарии она в 2021-2022 гг. может достичь 6,7-7,0% рабочей силы, в полтора раза выше уровня 2019 г., то в сценарии с активной государственной поддержкой экономики в 2021 г. ее удается сдержать на уровне 5,5-5,8%, с дальнейшим интенсивным снижением», — полагают эксперты ЦМАКП.
По основным параметрам внешнеэкономической конъюнктуры разработанный сценарий соответствует ранее представленному сценарию «жесткий кризис»: дешевая нефть (с учетом первого квартала среднегодовые цены на нефть Urals в 2020 г. находятся в диапазоне $37-40 за баррель и только в 2021 г. входят в диапазон $42-45 за баррель, и к 2024 г. — на уровень $53-57).
В сценарий заложена следующая динамика мировой экономики — в 2020 году ее прирост составит порядка 1- 1,3%, в 2021 г. — 2-2,5%, в дальнейшем темпы возрастут до 3-3,5% в 2024 г.
Сценарий также исходит из введения жестких карантинных мер, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией — «в городах-миллионниках (с суммарной численностью населения в 33,4 млн чел.) вводятся дополнительные карантинные мероприятия (доклад ЦМАКП был подготовлен по состоянию на 1 апреля, поэтому отчасти уже предсказывал последовавшее продление нерабочей недели до месяца), с потерей 15-17% производительности труда в них в течение 2 месяцев».
Разница с ранее разработанным «жестким» сценарием состоит, главным образом, в ориентации экономической, точнее, финансовой (бюджетной и денежно-кредитной) политики.
«Если в «жестком» сценарии она, скорее, направлена на поддержание стабильности бюджета, монетарной сферы и платежного баланса, и лишь в этих рамках — на решение задач по преодолению кризиса в экономике, то в данном сценарии происходит фискальное (прежде всего, в части выполнения уже заявленных президентом России мер, но и ряда дополнительных) и монетарное стимулирование преодоления кризиса в масштабах, позволяющих не разбалансировать финансовую сферу», — отмечают эксперты ЦМАКП разницу между «жестким» и «конструктивным» сценариями.
В конструктивный сценарий, в частности, заложены следующие меры бюджетно-налоговой политики, направленные на поддержку экономики в условиях кризиса: исполнение принятых решений о снижении ставки взносов на социальное страхование для малого и среднего бизнеса с 30% до 15%. При этом предполагается, что финансовые ресурсы, полученные малыми и средними предприятиями в результате снижения страховых взносов, будут использованы на сохранение занятости и поддержание зарплат.
Эксперты закладывают в сценарий формирование антикризисного фонда объемом 300 млрд рублей в 2020 г. и 200 млрд в 2021 г. (сверх утвержденных лимитов по расходам федерального бюджета) для поддержки отраслей экономики и граждан на фоне ситуации с коронавирусом, в том числе, строительства инфекционных центров и закупки медикаментов, повышение пособий по безработице и др.
Также в этом сценарии предполагается перераспределение части ранее утвержденных расходов федерального бюджета (порядка 400-500 млрд руб.) для поддержки отраслей экономики и сохранения занятости.
Увеличение расходов федерального бюджета в 2020 г. по сравнению с ранее утвержденной величиной предполагается профинансировать за счет использования части дополнительных нефтегазовых доходов 2019 г. (1 трлн руб. из доступных 3 трлн руб., подлежащих зачислению в ФНБ в 2020 г. в соответствии с действующим бюджетным правилом).
«Смягчение бюджетной политики регионов представляется вынужденной мерой в сложившихся условиях, которая позволит регионам оказать поддержку малому и среднему бизнесу на региональном уровне и избежать сокращения расходов», — также отмечают в ЦМАКП.
В сценарий также заложены следующие параметры и дополнительные меры политики Банка России: ЦБ воздержится от повышения ключевой ставки, рассматривая скачок инфляции, обусловленный ослаблением рубля, как временный, а также примет во внимание необходимость стимулирования экономики в условиях значительного отрицательного разрыва выпуска.
Кроме того со стороны ЦБ «будут предприниматься шаги по сохранению невысокой стоимости заимствований федерального бюджета на внутренних рынках ценных бумаг, обеспечению достаточной стабильности и глубины данных рынков, в том числе: операции на данных рынках будут способствовать поддержанию околонулевых спредов доходности ОФЗ к ключевой ставке Банка России; будет воссоздан институт первичных дилеров на рынках государственных облигаций, используя наилучшую практику развитых и наиболее успешных развивающихся экономик».
По мнению аналитиков, «это создаст возможность для федерального бюджета при необходимости мобилизовывать значительные объемы средств без существенного расширения расходов на обслуживание долга и риска возникновения кассовых разрывов».
Эксперты также закладывают в сценарий, что «Банк России предпримет дополнительные меры по снижению волатильности доходности долговых обязательств, предотвращению возникновения кассовых разрывов и «технических дефолтов» у крупных системообразующих корпоративных заемщиков, обладающих высокой жизнеспособностью и потенциалом развития бизнеса, расширив их возможности рефинансирования ранее накопленного долга, а также, в отдельных случаях, проводя стабилизирующие прямые операции на рынках обращаемых долговых обязательств».
Глава Счетной Палаты Алексей Кудрин в среду заявил, что падение ВВП РФ в 2020 году даже в умеренном сценарии оценивается в 3-5%, а в пессимистичном может повториться ситуация 2009 года с падением на 8%.
Уточненный прогноз ЦБ на трехлетку представит 24 апреля, Минэкономразвития по плану должно было внести в правительство уточненный прогноз уже 9 апреля.