Компании инвестируют в материальные активы (оборудование, здания, машины и т. д.) для извлечения прибыли. Компании хотят быть уверенными, что от владения активами они извлекают максимальную прибыль. Показатель доходности активов (return on assets, ROA) оценивает прибыльность компании по отношению к контролируемым ею активам и, следовательно, является мерой эффективности использования имеющихся в распоряжении компании активов.

Если величина ROA низкая, то это свидетельствует о низком уровне прибыли по отношению к стоимости имеющихся активов. ROA особенно полезен при сравнении аналогичных компаний из одной отрасли. Если ROA компании ниже среднего значения по отрасли, это говорит о неэффективном использовании бизнес-активов.

Данные для расчета берутся из отчета о прибылях и убытках

Формула

ROA=Чистая прибыль за период / Общая стоимость активов на конец периода * 100%

При использовании этой формулы возникают две проблемы.

1. Компании могут приобретать активы двумя путями – на заемные и собственные средства. Приобретение активов с помощью крупных займов выливается в уплату больших сумм по процентам. При такой структуре капитала необходимо при расчете чистой прибыли учитывать расходы на уплату процентов.

2. Определение общей стоимости активов на конец периода (например, на конец налогового года) может быть ошибочным, так как чистая прибыль получена с использованием активов, которыми компания владела и ранее. Вот почему имеет смысл брать среднюю стоимость активов за данный период.

Это приводит к следующей модифицированной формуле расчета ROA:

ROA = (Чистая прибыль за период + Расходы на уплату процентов за период) / Средняя стоимость активов за период * 100%

ROA обычно рассчитывается на ежегодной основе, но отчетность по этому показателю ведется ежеквартально. Источником информации является отчет о прибылях и убытках компании.

Так как величина ROA существенно варьируется в зависимости от отрасли и сектора экономики, единое целевое значение не устанавливается. Некоторые отрасли весьма капиталоёмкие (например, сталелитейные, угольные, машиностроительные компании), у других капиталоемкость невелика (например, компании – производители программного обеспечения, рекламные компании, компании, предоставляющие различного рода услуги).