Концепция измерения расстояния, которое проходит товар от производителя до потребителя, впервые была разработана в пищевой индустрии, откуда пошло выражение food miles («продовольственные мили»). Теперь продовольственные мили регулярно применяются в качестве показателя, отражаемого на этикетках пищевых продуктов, чтобы потребители имели информацию о длительности их транспортировки (хотя это и не всегда необходимо). Ряд проведенных исследований показывают, что в среднем пищевая продукция «путешествует» от 1500 до 2500 километров при каждой доставке потребителю, это расстояние увеличилось на 25% за период с 1980-х гг. до наших дней.
Измерение расстояния, которое преодолела продукция, дает компаниям представление о воздействии их деятельности на окружающую среду. Длина логистической цепочки может измеряться как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.
Сбор данных для расчета длины логистической цепочки может быть легко осуществлен путем определения местоположения начала и конца цепи и использования калькулятора расстояний Google Maps. Существует также широкий набор онлайн-средств для расчета продовольственных миль. Длина логистической цепочки может быть определена как для отдельных продуктов или компонентов, которые вы покупаете или продаете, так и для товарной группы в целом.
Формула
Длина логистической цепочки = Расстояние между местом производства и местом окончательной доставки.
Длина логистической цепочки обычно рассчитывается ежегодно или раз в полгода. Информация о месторасположении поставщиков и клиентов обычно берется из баз данных по закупкам и продажам. Если расчет логистической цепочки не автоматизирован с помощью соответствующего программного обеспечения, то затраты на сбор данных могут быть достаточно высоки.
Поскольку каждая логистическая цепочка уникальна, невозможно установить для нее целевые значения. Целью должно быть ее уменьшение или минимизация.
Иногда при покупке товаров бывает трудно определить место их производства, особенно когда сделки заключаются с посредниками. Счета на оплату и договоры часто содержат информацию о месторасположении посредника, а не производителя.
Кроме того, при расчете дистанции у вас есть выбор – расстояние по дороге или расстояние по воздуху (прямая линия между точками). В этом случае нужно ориентироваться на характер логистической цепочки: если большинство перемещений товара совершается грузовым транспортом, то расстояние высчитывается по дорожному километражу, если же транспортировка осуществляется самолетом из одного города в другой, то расстояние измеряется по воздуху.