Федеральный бюджет РФ в январе-июне 2021 года, по предварительной оценке, исполнен с профицитом в размере 625,913 млрд рублей, сообщил Минфин. Министерство вновь не стало публиковать оценку размера дефицита/профицита по отношению к объему ВВП, хотя в мае этот показатель появлялся в материалах министерства после паузы в 9 месяцев.
В июне также был зафиксирован профицит — 183,81 млрд рублей, в мае он, по уточненным данным, составил 112,2 млрд рублей. Предварительная оценка за май показывала дефицит в 17,8 млрд рублей, такая же картина сложилась и с исполнением бюджета за апрель: после пересчета дефицит в 81,6 млрд руб. по предварительной оценке превратился в профицит в 42,24 млрд руб.
Доходы бюджета в январе-июне составили 11 трлн 264,9 млрд рублей, или 60% к общему утвержденному объему на год, расходы — 10 трлн 639,05 трлн рублей (49,4% общего объема расходов, утвержденного законом о бюджете, и 46,8% к сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений).
Отрицательное сальдо источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составило минус 646,476 млрд рублей, внешнего — 20,563 млрд рублей.
Дефицит федерального бюджета в 2021 году может быть существенно ниже плана — около 1% ВВП вместо 2,4% ВВП, если во втором полугодии не произойдет серьезных изменений конъюнктуры, заявлял в начале июня министр финансов РФ Антон Силуанов. Эксперты, между тем, все чаще говорят о профиците по итогам года. Аналитики «ВТБ Капитала», чей прогноз по профициту за полугодие (около 600 млрд руб.) оказался близок к предварительной оценке Минфина, ждут профицит 200-700 млрд руб., или 0,2-0,6% ВВП, по итогам 2021 г.
Поступление нефтегазовых доходов за 6 месяцев составило 3,776 трлн рублей (63,1% от годового плана), ненефтегазовых — 7,488 трлн рублей (58,6%). Нефтегазовые доходы в июне были на уровне 647 млрд рублей, в мае — 617,6 млрд рублей, ненефтегазовые — 1,298 трлн рублей и 1,215 трлн рублей.
Федеральная налоговая служба администрировала в первом полугодии 7,179 трлн рублей, или 58,9% к прогнозным показателям на год, Федеральная таможенная служба — 2,961 трлн рублей (59,4%), другие федеральные органы — 1,125 трлн рублей (71%).
На первое место по уровню исполнения от годовых назначений в первом полугодии вышли расходы на охрану окружающей среды — 67,4% (215,9 млрд рублей), вторыми стали расходы на ЖКХ — 59,1% (255,64 млрд рублей), третьими — на социальную политику (52,3%, 3,047 трлн рублей).
Расходы на национальную оборону составили 1,605 трлн рублей, или 49,7%.
Расходы на образование были на уровне 536,98 млрд рублей, или 47%, на здравоохранение — 573,171 млрд рублей (45,8%). Исполнение расходов на национальную экономику составило 42,3% (1,508 трлн рублей).
Межбюджетные трансферты общего характера были исполнены на 45,2% (490,89 млрд рублей), расходы по обслуживанию госдолга — на 42% (506,06 млрд рублей), расходы на общегосударственные вопросы — на 41,4% (770,017 млрд рублей), на национальную безопасность — на 40,7% (1,005 трлн рублей).