Аудитория онлайн-торговли в России в первом полугодии 2020 года выросла на 40%, до 63 млн человек, сообщается в презентации аналитической компании InfoLine.
«Конечно, потребители, которым было запрещено выходить из дома, опять-таки закрытие магазинов — у них другого выхода не было, кроме как переключиться на покупки через интернет, что они и сделали. Мы видим, что во всех сегментах положительная динамика наблюдается. В сегменте продуктов питания — абсолютно галопирующий рост: в 4,5 раза, по нашим оценкам, рост этого сегмента произошел по отношению к аналогичному периоду 2019 года. Конечно, эта трансформация, которая произошла за последние несколько месяцев, сохранится: многие потребители впервые попробовали заказывать продукты питания дистанционно, и они продолжат это делать в будущем», — сказал гендиректор InfoLine Иван Федяков на онлайн-конференции во вторник.
В апреле и мае онлайн-продажи продуктов питания подскочили в 4-5 раз, в июне рост замедлился, сообщается в презентации.
По итогам первого полугодия, по предварительной оценке InfoLine, лидером на рынке онлайн-торговли продуктами питания остался «Утконос», который увеличил оборот на 85%. При этом его ближайшие конкуренты — X5 Retail Group и «Сбермаркет» — растут значительно быстрее (на 370% и в 10 раз соответственно).
«Все демонстрируют вполне ожидаемые положительные результаты, очень высокие темпы роста: «Сбермаркет» растет в 10 раз по итогам первого полугодия по сравнению с первым полугодием 2019 года, X5 Retail Group со своим множеством проектов — сейчас это и «Перекресток»-онлайн, и сервис по экспресс-доставке «Пятерочки» — растет на 370% по итогам первого полугодия. Лидером пока еще номинально сохраняется исторический лидер — это компания «Утконос»», — отметил Федяков.
«Во втором полугодии, конечно, лидер сменится. Тут вопрос только остается в том, кто на конец года будет у нас возглавлять эту отрасль — X5 Retail Group или «Сбермаркет», здесь еще далеко не все очевидно. Компании борются за эти лидирующую позицию и, конечно, не захотят ее упустить», — полагает эксперт.
За тройкой лидеров на рынке продовольственного онлайн-ритейла следуют Ozon, Wildberries, iGooods, «Яндекс.Лавка», «Вкусвилл», «Самокат». Замыкает десятку «Азбука вкуса».
По итогам 2019 года рынок foodtech в России вырос на 67%, до более 45 млрд рублей (без учета сегмента доставки из ресторанов).
«Рынок в целом превышал 45 млрд рублей, рос высокими темпами, и даже без какой-либо пандемии у него были прекрасные перспективы дальнейшего развития», — отметил Федяков.
По итогам 2020 года рынок онлайн-продажи продуктов питания в России могут утроиться, во многом благодаря спросу в первом полугодии, прогнозирует он.
«130 млрд рублей — это тот объем рынка, который мы прогнозируем по итогам 2020 года. Для сравнения — 16 трлн рублей у нас оборот продуктов питания в целом. То есть это величина меньше 1% и формально это все еще небольшие цифры, но, с другой стороны, важно понимать, что это «средняя температура». Отдельные категории продуктов питания начинают все больше и больше быть зависимы от продаж через интернет: кофе, чай, другие продукты достаточно активно сейчас уходят в интернет», — отметил эксперт. На десятку крупнейших игроков по итогам года придется около 75% рынка.
В последующие годы развитие рынка продолжится, но темпы роста будут не столь высокими: 70% в 2021 году и 60% в 2022 году, ожидает InfoLine.
К 2023 году онлайн-продажи продуктов питания в РФ превысят 300 млрд рублей, прогнозирует компания.
У рынка продовольственной розницы в целом «слабые перспективы» с точки зрения динамики оборота в 2020 году, считает Федяков. «Но и в 2021, 2022 году ждать какого-то большого роста от рынка, к сожалению, не приходится — факторов, положительно влияющих на развитие рынка, у нас немного, и больше, к сожалению, отрицательных», — добавил он.