Основной целью деятельности любого хозяйствующего субъекта является получение максимальной прибыли при имеющихся ресурсах.  Достижение этой цели невозможно без четкой организации экономического анализа деятельности и финансового планирования.

С помощью анализа различных аспектов деятельности и оценки эффективности использования ресурсов организации осуществляется контроль  за использованием ресурсов, выполнением плана, выявляются резервы повышения эффективности деятельности.

При организации внутрихозяйственного контроля по каждому объекту определяются общие методические  подходы к проведению анализа,   цели и задачи аналитических процедур, необходимая для этого информационная база, исполнители, пользователи аналитической информации, периодичность проведения анализа, методы и приемы анализа, формы обобщения результатов и содержание принимаемых управленческих решений.

Методические аспекты осуществления внутрихозяйственного анализа можно представить следующим образом:

1.  Анализ объема выпуска продукции.

Цель анализа: Разработка путей и обоснование управленческих решений по оптимизации объемов и структуры выпускаемой продукции.

Задачи анализа:

  • оценка динамики и выполнения плана по объему, структуре и качеству выпускаемой продукции;
  • оценка  оптимальности плановых заданий по выпуску продукции и оценка использования производственных мощностей;
  • анализ факторов и причин, вызвавших отклонения в выполнении плана и снижении темпов роста объема выпущенной продукции;
  • оценка влияния потерь, связанных с невыполнением производственной программы, на прибыль и рентабельность.

Информационная база: плановая и нормативная информация;  бухгалтерская информация; статистическая информация; планы -графики, производственно -технические отчеты; бизнес -планы; ведомости выпуска готовой продукции; сдаточные накладные о передаче готовой продукции на склад и другие.

Исполнители: работники производственного отдела, маркетинговой службы, финансовой службы, службы внутреннего контроля.

 Периодичность осуществления: по мере необходимости и прежде всего в периоды, когда наблюдается спад производства, снижение качества продукции.

Пользователи аналитической информации: руководители производственного отдела, службы сбыта, маркетинга, коммерческий, финансовый директор.

Методы и приемы экономического анализа:  расчет прироста продукции и выявление влияния факторов на изменение ее объема; оценка структуры и динамики выпускаемых изделий; выявление вклада подразделений в общий объем выпускаемой продукции; оценка ритмичности производства; оценка качества продукции, эффективности использования производственной мощности и т.д.

Формы обобщения результатов: отчеты о проведении анализа; аналитические записки о выполнении плана производства.

Обоснование управленческих решений: разработка вариантов управленческих решений по увеличению выпуска более рентабельных видов продукции и сокращению производства изделий с низким спросом; устранению причин сбоев в производстве и т.д.

 2.  Анализ себестоимости продукции.

Цель анализа:  выявление внутрихозяйственных резервов снижения затрат на производство продукции; разработка путей и обоснование управленческих решений по оптимизации себестоимости отдельных изделий.

            Задачи анализа:

  • оценка структуры  затрат на производство продукции;
  • выявление факторов и причин отклонений от планируемых или сметных значений по затратам;
  • оценка динамики себестоимости выпущенной продукции;
  • анализ влияния себестоимости на прибыль и рентабельность продукции.

Информационная база анализа: плановые калькуляции; сметы затрат; бизнес -планы; нормы и нормативы по затратам на производство; бухгалтерская информация; статистическая информация.

Исполнители : работники финансового отдела, внутреннего контроля, экономисты.

Периодичность осуществления анализа: по мере необходимости или периодически.

Пользователи аналитической информации: руководители экономической, финансовой службы.

Методы и приемы экономического анализа:  детализация по статьям и элементам затрат, по видам продукции, по центрам ответственности и др.; сравнение фактических затрат с плановыми, с затратами других предприятий на аналогичную продукцию; коэффициентный анализ; методы факторного анализа и другие.

Формы обобщения результатов анализа: отчеты о проведенном анализе; аналитические записки и т.д.

Обоснование управленческих решений: разработка вариантов управленческих решений по снижению себестоимости отдельных изделий, сокращении непроизводительных расходов; выбор оптимального варианта по себестоимости изделий.

3.  Анализ прибыли и рентабельности продукции.

Цель анализа: определение внутрихозяйственных резервов роста прибыли и рентабельности производства; обоснование управленческих решений по оптимизации прибыли или  предотвращению убытков.

Задачи анализа:

  • оценка динамики и выполнения плана по прибыли;
  • выявление и измерение действия различных факторов на  прибыль; оценка уровня рентабельности производства продукции и отдельных ее видов.

Информационная база: плановая и нормативная информация, бухгалтерская информация, статистическая информация.

Исполнители: специалисты финансовой, экономической службы, контрольно -ревизионной комиссии, службы внутреннего контроля.

Периодичность осуществления: по мере необходимости и периодически.

Пользователи аналитической информации: руководители предприятия, директора филиалов, финансовый директор,акционеры предприятия.

Методы и приемы экономического анализа: расчет прибыли и рентабельности изделий; методы факторного анализа; подсчет совокупных резервов роста прибыли и рентабельности и др.

Формы обобщения результатов анализа: отчеты о проведенном анализе, аналитические записки.

Обоснование управленческих решений: разработка вариантов управленческих решений по оптимизации  прибыли,  мобилизации выявленных  внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли и рентабельности.