Оценка является количественной характеристикой степени усвоения информации. Оценка как аналитическая процедура связана с выявлением размера и динамики отклонений анализируемых показателей, отражающих состояние финансово – хозяйственной деятельности, от базисных значений критериев. Оценка требует установления критериев, выражающих цель либо желаемое состояние хозяйственного процесса и его элементов. В качестве критериев могут быть приняты количественные и качественные показатели.
В зависимости от целей оценки выбирается база сравнения. В качестве базы сравнения могут приниматься следующие показатели: плановые, нормативные, среднеотраслевые, мирового уровня, деятельности конкурентов, предыдущих периодов, идеального состояния системы.
Технологию оценки можно представить в виде ряда шагов:
- определение цели оценки, выбор критериев и базы сравнения;
- определение анализируемых и базисных значений показателей финансово – хозяйственной деятельности.
- проверка достоверности информации, обеспечение ее сопоставимости;
- выбор приемов оценки;
- оформление результатов оценки;
- формулировка выводов и заключений.
В процессе подготовки к процедуре анализа необходимо убедиться в достоверности информации и обеспечить сопоставимость данных о финансово –хозяйственной
деятельности за различные периоды к сопоставимому виду. Основной причиной необходимости проведения такой процедуры является воздействие инфляционных процессов на хозяйственные показатели.
Инфляция – процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике. В настоящее время нет единого подхода к учету инфляции в процессе проведения аналитических процедур.
Инфляция характеризуется индексом цен (Iц) в течение анализируемого периода и индексом инфляции (Ii).
Ii = Iц – 1( 100 % )
Инфляция приводит не только к несопоставимости данных отчетности за различные периоды, но и обуславливает искажение показателей финансового состояния показателей организации. В связи с этим возникает необходимость переоценки статей бухгалтерской отчетности:
- при умеренной инфляции – каждые пять лет,
- при высокой инфляции – ежегодно;
- при инфляции выше 30% в год – ежеквартально.
Если необходимо перевести показатели базисного периода в цены отчетного, то используется формула:
Р отч = Р баз * К пересчета
Где: Рбаз – цена базисного года; Ротч – цена отчетного периода. Если необходимо перевести показатели отчетного периода в цены базисного, то используется
формула: Р баз = Р отч / К пересчета
Существует несколько подходов к переоценке и определению коэффициента пересчета .
Метод общего индекса покупательной способности (ОИПС) основан на определении общего индекса розничных цен. Суть этого метода в том, что различные статьи финансовой отчетности должны выражаться в денежных единицах одной покупательной силы на определенный момент времени ( на отчетную дату.)
Достоинства метода ОИПС:
- оценка статей финансовых отчетов после пересчета в большей степени соответствует уровню рыночных цен;
- технология пересчета относительно проста;
- обеспечивается сравнимость бухгалтерских данных за различные периоды времени.
Недостатки метода ОИПС:
- существует вероятность неточности общего индекса цен;
- возможно несовпадение пересчитанных по ОИПС статей с их реальными рыночными оценками, следствием чего является искажение результатов деятельности организации и оценки ее финансового состояния.
Метод специфицированной системой индексов цен (СИЦ) по группам активов.заключается в переоценке статей финансовой отчетности в соответствии с изменением цен на конкретные активы.
Достоинства метода СИЦ:
- позволяет учесть структурную инфляцию, которая выражается в неравномерном изменении цен на различные виды ресурсов, работ, услуг и продукции.
Недостатки метода СИЦ:
- практическое применение этого метода нереально ввиду слабости необходимой статистической информации.
Основными источниками информации для проведения анализа финансово –хозяйственной деятельности являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Для удобства проведения анализа составляется аналитический баланс. Построение аналитического баланса преследует две цели:
- повысить реальность учетных оценок имущества в целом и по отдельным его компонентам;
- представить баланс в форме, облегчающей расчет основных аналитических коэффициентов, наглядность и пространственно-временную сопоставимость.
В основном аналитический баланс составляется с помощью группировки отдельный статей баланса по экономическому содержанию. Степень группировки зависит от целей анализа.