Цена — это сумма денежных средств, за которую продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги. В денежной форме цена выражает стоимость единица товара. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации.

В общем виде механизм формирования цены выглядит следующим образом.

Оптовая цена складывается из себестоимости и величины планируемой прибыли (затратный метод ценообразования):

Ц = С + П

Себестоимость определяется как сумма затрат по отдельным видам потребленных производственных ресурсов:

С = М + А + U

Где: М — стоимость материалов; А — амортизационные отчисления; U — затраты на оплату труда.

Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.

Схема формирования цен в процессе движения товаров:

1.  Цены оптовые изготовителя = себестоимость  + прибыль изготовителя;

2.  Цены оптовые отпускные = цены оптовые изготовителя + косвенные налоги (акцизы, НДС);

3.  Цены оптовые закупки = Цены оптовые отпускные + Посредническая надбавка (издержки посредника, прибыль посредника, НДС посредника);

4.  Цены розничные = Цены оптовые закупки + торговая надбавка (издержки торговли, прибыль торговли, НДС торговли).

Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.

В современной практике ценообразования применяется система цен «франко».

Схема франкирования цен

1.  Франко -склад поставщика = цена продукции на складе поставщика;

2.  Франко -станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления;

3.  Франко -вагон — станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;

4.  Франко -вагон — станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения;

5.  Франко -станция назначения  = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;

6.  Франко -склад потребителя = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения + расходы по доставке до склада потребителя.

В условиях рыночной экономики используются две системы цен: регулируемые и свободные.

Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и некоторых других.

Рыночные цены товаров складываются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

Свободные рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольные цены формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольные цены используются для получения дополнительной прибыли.

Демпинговые цены — это цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Эти цены используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

Регулируемые цены складываются в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные и предельные. Фиксированные цены — цены, установленные в твердо определенной величине. Предельные цены — это цены, ограниченные нижним и верхним пределом, предельными размерами торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.