Уровни управления организацией
В хозяйственных обществах можно выделить четыре уровня управления. Первый уровень – общее собрание (стоит во главе общества). Второй уровень – совет директоров и совет трудового коллектива. Третий уровень – исполнительный орган: правление и его председатель, в условиях единонаначалия – генеральный директор. Четвертый уровень – руководители служб и подразделений.
Структурные подразделения организации
На практике в построении организационных структур организации доминирует функциональный подход. В рамках функциональной структуры существуют основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения.
Организационные документы
Организационные документы являются основополагающими в деятельности любой организации и обладают высшей юридической силой. Они содержат нормы административного права и являются правовой основой деятельности организации.
Организационные документы определяют:
- организационно-правовую форму организации, структуру управления;
- штатную численность, состав (номенклатуру) должностей-руководителей, специалистов, технических исполнителей;
- полномочия, обязанности и ответственность структурных подразделений и работников;
- правомочия совещательных органов управления организацией;
- регламент деятельности аппарата управления организации;
- лицензирование деятельности;
- режим работы и системы охраны;
- организацию и оценку труда работников;
- правила реорганизации организации;
- порядок ликвидации организации.
Организационные документы: устав организации, положение о структурном подразделении организации, положение о персонале организации, инструкция, регламент, штатное расписание, распорядительные документы (постановление, решение, указание, приказ, распоряжение), информационно-справочная документация (протокол, выписка из протокола, докладная записка, предложение, объяснительная записка, заявление, акт, сводка, заключение, отзыв, перечень, списки).
Документооборот
В организациях различают три потока документов. Входящие – документы, поступающие из других организаций. Исходящие – документы, создаваемые в организации и отправляемые в другие организации. Внутренние – документы, используемые работниками организации в управленческом процессе.
Работа с документами может быть централизованной, децентрализованной и смешанной.
По объему документооборота организации принято делить на категории:
1-ая категория – организации с объемом документооборота свыше 100 000 документов в год; …
4-ая категория – организации с объемом документооборота до 10 000 документов в год.
Государственной системой документационного обеспечения управления (ГСДОУ) установлен обязательный состав реквизитов для регистрации документов:
- автор документа (корреспондент);
- наименование документа;
- дата документа;
- номер документа;
- дата поступления документа в организацию;
- Номер, присвоенный документу при его поступлении в организацию;
- заголовок документа и его краткое содержание;
- резолюция (исполнитель, содержание поручения, срок исполнения, автор резолюции, дата наложения резолюции);
- отметка об исполнении (краткая запись решения вопроса исполнения или индекс документа ответа, номер дела, в которое подшит исполненный документ).
Сроки исполнения документа исчисляются в календарных днях с момента подписания (утверждения) документа.
Номенклатура дел.
Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Номенклатуры дел подразделяются на индивидуальные, примерные и типовые.
Утвержденные номенклатуры дел действуют в течение ряда лет и подлежат пересоставлению и переутверждению в случае коренного изменения функций и структуры организации. Если изменений не было, то номенклатура дел в конце каждого года уточняется и вводится в действие с 1 января следующего года. Ежегодный экземпляр номенклатуры дел – документ постоянного хранения.
Включение в дело документов, не относящихся к нему, а также черновиков, вариантов, размноженных копий и документов, подлежащих возврату, не допускается. В дела подшиваются только исполненные документы, на которые заполнен реквизит «Отметка об исполнении и направлении документа в дело». Содержание дел отражается во внутренней описи документов дел.
По юридической силе документы принято классифицировать на подлинные и подложные. Подлинные документы в свою очередь подразделяются на действительные и недействительные.
Принято различать подлинники (оригиналы) и копии документов. В юридическом отношении подлинник и копия с него, соответствующим образом оформленная, имеют равную силу. Копии имеют разновидности: отпуск, выписка и дубликат.
Ревизор начинает проверку эффективности системы управления с изучения номенклатуры дел и схемы организационной структуры управления.
Ревизор должен сделать вывод о соответствии существующей в организации номенклатуры дел требованиям делопроизводства. Ревизор обязан проверить наличие нормативных организационных документов. Проверка по существу организационных документов: устава, положений, инструкций и прочих – означает их выверку на соответствие российскому законодательству.
Обязательной проверке подвергается система контроля исполнения решений, действующая в организации.