Основная цель торговли как отрасли народного хозяйства — осуществление купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций, т.е. таких
Согласно ст. 39 НК РФ переход или передача на возмездной основе права собственности на продукцию, товары, выполненные работы или оказанные услуги представляет собой их реализацию. Традиционно в нашем обиходе понятия «реализация» и «продажа» считались синонимами, однако с введением с 1 января 2001 г. нового Плана счетов бухгалтерского учета толкование этих понятий несколько изменилось.
В соответствии с Планом счетов продажа — это выбытие ценностей, которое осуществляется в рамках обычных для предприятия видов деятельности, которыми принято считать виды деятельности, при-но’сящие существенный (не менее 5% общего объема) в течение отчетного периода (года) доход: виды деятельности, основные для предприятия (предусмотренные Уставом), сдача в аренду какого-либо имущества, получение дохода от участия в уставных капиталах других предприятий.
Доходы, получаемые предприятиями в связи с осуществлением операций, не являющихся предметом их обычной деятельности, относят к операционным. Однако в процессе проведения этих операций происходит переход права собственности на передаваемые ценности (работы, услуги), или их реализация. Следовательно, понятие «реализация» является на сегодняшний день более емким, чем понятие «продажа». В бухгалтерском учете для отражения операций про-дажи товаров (продукции, работ, услуг) и реализации других ценностей (работ, услуг) используются разные счета, которые мы рассмотрим в следующих лекциях.