Перед любой организацией остро стоит проблема контроля эффективности и результативности деятельности. Эти показатели заложены в основу оценки работы как организаций в целом, так и их отдельных сегментов, а также менеджеров и сотрудников на всех уровнях управления. В основе оценки эффективности — соответствие показателей результативности поставленным целям организации.
Цель — это желаемое состояние объекта в будущем. Выработка системы целей организации — управленческая проблема. Цели высшего порядка устанавливают собственники для высших менеджеров, которые устанавливают цели для менеджеров и исполнителей на следующих уровнях управления.
Известный американский теоретик и практик управления Питер Ф. Дракер писал, что неправильное формулирование миссии и целей приводит к тому, что люди тратят время и силы на тщательное выполнение действий, которые не нужно было предпринимать вообще.
Четко сформулированные цели позволяют выработать механизмы контроля и систему критериев для оценки деятельности конкретных руководителей и более или менее справедливую систему материального стимулирования.
Не всегда главной целью организации в современных условиях является максимизация прибыли, так как:
-в любой экономике действует множество субъектов, которые в принципе не стремятся к получению финансового результата, — это неприбыльные и общественные организации, органы власти и государственного управления, ряд учреждений образования и здравоохранения и т. п. Они существуют для других целей, нежели извлечение прибыли;
-максимизация прибыли в каком-либо периоде всегда приводит к истощению ресурсов и снижению возможной отдачи в следующих периодах;
-в конкурентной экономике значительные прибыли привлекают на рынок большое количество других фирм, что ведет к падению прибыли у каждого из конкурентов.
Главной целью любой экономической активности должно быть увеличение благосостояния собственников действующего экономического субъекта, причем собственниками могут быть не только физические лица, но и другие организации и даже государство.
Благосостояние здесь следует понимать как улучшение качества жизни. Причем это верно не только для коммерческих организаций, но и для любых других — неприбыльных, государственных, общественных. Главная цель может достигаться:
— путем увеличения потребления их собственниками отдельных материальных благ (еды, одежды, транспортных средств и т. д.),
— улучшением экологической ситуации в городе,
— возможностью доступа к широкому кругу информационных ресурсов, к культурным ценностям,
— возможностью получения определенных социальных благ (образование, здравоохранение).
Говоря о корректности формирования системы целей организации, американский исследователь О. Морган ввел специальные термины «однофазный управленческий анализ» (контроль с прямой и с обратной связью) и «двухфазный управленческий анализ».
Однофазный управленческий анализ имеет место в тех организациях, где анализ завершается только оценкой соответствия фактических результатов целевым установкам.
При наличии двухфазного управленческого анализа наряду с оценкой соответствия фактических результатов целевым установкам проводится анализ корректности самих целей.
Соотношение системы целей организации и системы управленческого анализа можно охарактеризовать двойственно:
1) система целей формирует содержание и предъявляет определенные требования к информации, лежащей в основе принятия решений в организации;
2) особенности информационного обмена, организация аналитических процедур, определяют способы достижения целей организации.