В процессе осуществления хозяйственной деятельности у торговых предприятий и предприятий общественного питания неизбежно возникают расходы, связанные с доведением приобретенных товаров до конечного потребителя. Эти расходы, возникающие дополнительно к оплате товаров в случае приобретения их по договорам купли-продажи или договорам поставки, выраженные в денежной форме, называют издержками обращения (издержками общественного питания).
Состав издержек для целей бухгалтерского учета до 1 января 2002 г. регулировался Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными приказом Комитета РФ по торговле от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2. В настоящее время Методические рекомендации могут применяться в части, не противоречащей требованиям ПБУ 10/99 «Расходы организации» и гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», так как теперь эти документы определяют состав расходов предприятий для целей учета и целей налогообложения.
Основные задачи учета издержек обращения — обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
На соответствующие статьи издержек обращения относятся все затраты предприятия производственного характера в полном объеме, но при этом в целях налогообложения прибыли нормируются следующие расходы: компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
представительские расходы;
затраты на служебные командировки в части оплаты суточных;
плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями, а также за предоставление услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и некоторые другие При этом расходы, оплаченные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются отдельно на счете 97
Расходы будущих периодов». Такие расходы подлежат отнесению на издержки обращения в течение срока, к которому они относятся. К расходам будущих периодов, в частности, относятся:
затраты по неравномерно проводимому ремонту основных средств, когда предприятие не создает резерв для ремонта основных средств;’
арендная плата за аренду отдельных объектов основных средств;
расходы по подписке на периодические издания для служебногопользования;
расходы по оплате услуг телефонной, радио- и других видов связи;
другие аналогичные расходы.
В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения отчетного периода предприятия торговли могут создавать резервы предстоящих расходов, которые учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». За счет отчислений, относимых на издержки обращения, создаются следующие резервы:
на предстоящую оплату отпусков работникам;
на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
на выплату вознаграждения по итогам работы за год;
фонд или резерв на ремонт основных средств Образование резервов происходит за счет отчислений, включаемых
в издержки обращения в сроки, обоснованные специальными расчетами, утвержденными руководителем предприятия. Возможность или необходимость образования резервов торговые предприятия предусматривают в учетной политике.
В конце отчетного года в случае превышения начисленного резерва над суммой фактически израсходованных средств сумма превышения прибавляется к прибыли. В случае необходимости резервирования на срок более одного года (например, на проведение капитального ремонта основных средств) в учетную политику предприятия вносят соответствующий пункт. Это дает возможность предприятию накапливать необходимую сумму резерва. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам.
Единовременные затраты могут при отсутствии резервов списываться на издержки обращения того месяца, в котором они произведены.
Не относятся на затраты предприятия расходы капитального характера (соответствующие затраты включаются в издержки посредством начисления амортизации) и расходы, не связанные с торговой (производственной) деятельностью.