Планирование — это процесс, предшествующей непосредственно проведению аудита. На этом этапе аудитору необходимо определить, каким направлениям аудиторской проверки следует уделить необходимое внимание, с тем чтобы выявить потенциальные проблемы, а аудиторская проверка в целом была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Аудитор вправе обсуждать вопросы предстоящей аудиторской проверки и определенные аудиторские процедуры с работниками аудируемой организации для повышения эфективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. Если данным аудитором проверка данного аудируемого лица проводится впервые, то аудитору необходимо расширить круг вопросов, поставленных в ходе планирования в целях достижения понимания деятельности аудируемого лица.
В ходе планирования составляется 2 основных документа:
1. общий план аудита – в нем аудитор отражает общую стратегию аудиторской проверки, описывает предполагаемые объемы и порядок проведения.
При разработке общего плана аудитору необходимо принимать во внимание следующие факторы:
1) связанные с деятельностью аудируемого лица:
а) общеэкономические факторы, особенности деятельности отрасли и региона;
б) финансовое состояние аудируемого лица, требования к его финансовой отчетности;
в) общий уровень компетентности руководства.
2) особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля:
а) учетная политика;
б) влияние новых нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета.
3) величина аудиторского риска и уровня существенности:
а) определенную аудитором величины неотъемлемого риска и риска средств контроля для наиболее важных областей аудита;
б) установление уровней существенности;
в) возможность существенных искажений или недобросовестных действий;
г) выявление сложных и специфических областей бухгалтерского учета, в т.ч. таких, где результат зависит от субъективного мнения специалистов (например, при подготовке оценоченьных показателей)
4) характер, временные рамки и объемы предстоящих процедур. При этом аудитору необходимо определить:
а) относительную важность различных разделов учета;
б) влияние на аудит комплексной системы ведения учета и её специфические особенности;
5) координацию и направление работы аудиторов, их ассистентов и приглашенных специалистов, текущий контроль и проверку выполненной ими работы
а) необходимость привлечения проверки филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица, других аудиторских организаций;
б) необходимость привлечения экспертов по вопросам, требующим специальных знаний;
в) количество территориально обособленных подразделений аудируемого лица и их удаленность друг от друга;
г) количество и квалификацию специалистов, необходимых для проведения аудиторской проверки.
Аудитору также необходимо рассмотреть и прочие аспекты:
1. общий план аудита оформляется в форме перечня вопросов, поставленных перед аудиторской проверкой;
2. программа аудита – более подробный документ, отражающий детальные подходы к ожидаемому характеру, сроку проведения и объему аудиторских процедур. Программа является набором инструкций для аудитора и его ассистентов, а также средством контроля и проверки надлежащего качества их работы. Программа аудита – перечень необходимых аудиторских процедур по каждому вопросу общего плана с указанием конкретных аудиторов или ассистентов, ответственных за проведения этих процедур и сроков проведения процедур.
Общий план и программа аудита утверждаются руководителем аудиторской организации и согласовывается с руководством аудируемого лица. При необходимости общий план и программа в ходе аудиторской проверки могут уточняться и пересматриваться.