На финансовые результаты деятельности организации наиболее ощутимое влияние оказывают изменения в объеме реализации продукции. Изменение выручки от реализации может происходить в следствии:
- изменения объема реализации (в натуральном выражении);
- изменения отпускных цен.
Общее изменение выручки от реализации может быть представлено в виде суммы факторных отклонений:
ΔN = N1 — Nо = ΔNq +ΔNр + ΔNс
Где: N1 — выручка отчетного года; Nо — выручка базисного года; ΔNq – изменение выручки в результате изменения объема реализации; ΔNр – изменение выручки в результате изменения отпускных цен на продукцию; ΔNс – изменение выручки в результате изменения структуры реализации продукции.
Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р) на объем реализации (Q):
N = Р * Q
Nо = Ро*Qо — выручка базисного года;
N1 = Р1 *Q1 — выручка отчетного года.
Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом:
ΔNq = Ро*Q1 — Ро * Qо = Ро(Q1 — Qо) =Ро * ΔQ
Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом:
ΔNр = Р1 *Qо — Ро *Qо = Qо*(Р1 — Ро) = Qо *ΔР
В процессе анализа определяется также влияние такого фактора, как изменение структуры реализации. При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде, а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно, а сверхплановая выручка — положительно.