Автотранспортные средства в соответствии с принятой классификацией являются основными средствами, поэтому на них распространяются все нормы учета и ревизии основных средств.
При ревизии автотранспортных организаций необходимо провести следующее:
1. соответствует ли фактическое наличие автомашин данным бухгалтерского учета, имеются ли на все машины технические паспорта; закреплены ли машины за шоферами и рабочими по ремонту; проверить порядок списания разукомплектованных машин;
2. выполняется ли план и соблюдаются ли графики технического обслуживания и ремонта, соответствует ли стоимость ремонта утвержденным сметам и нормам, соблюдается ли порядок отпуска запасных частей;
3. существует ли контроль за выходом автомобилей на линию и возвращением в парк; есть ли простои и холостые пробеги; каковы технико-экономические показатели работы грузовых автомобилей;
4. количество аварий и ДТП, состояние работ по охране труда; применение мер воздействия к нарушителям трудовой дисциплины;
5. организацию и состояние расчетов с клиентурой за автомобильные перевозки; порядок выдачи путевых листов, транспортных накладных, наличие таблиц расстояний на маршрутах;
6. состояние учета авторезины на складе, в ремонте, в эксплуатации, а также изношенной резины;
7. правильность хранения и учета горючего, запасных частей и смазочных материалов; контроль по каждому автомобилю.
Поступление автомобилей ревизор обследует сплошным методом, проверяя оформление всех документов, по которым получен автомобиль на соответствие требованиям законодательства: договор, справка-счет, технические паспорта. Ревизор проверяет инвентарную карточку учета основных средств формы № ОС – 6, акт о приеме-передаче объекта основных средств формы №ОС – 1, дату регистрации автомобиля в ГИБДД.
Далее ревизор проверяет правильность отражения автомобилей на счетах учета. Ревизор обязан проверить бухгалтерские данные о расчетах (счета 60, 76).
По первичным учетным документам проверяются своевременность и полнота оприходования автомобилей путем сопоставления документов на поступление с данными банка об оплате, а также с данными учета по инвентарным карточкам.
Особое внимание следует уделять проверке правильности и своевременности передачи автомобиля от одного водителя другому и их документальному оформлению, проводимых по актам о приеме – сдаче автомобилей, инвентарным карточкам, приказам отдела кадров о приеме и увольнении с работы водителей. При покупке автомобиля следует довести его до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации.
Проверяется первичная величина затрат на приобретение автомобиля: сличаются условия договора о цене с товаросопроводительными документами и данными счетов-фактур.
Использование автомобилей.
Инвентаризация автотранспортных средств проводится также, как и инвентаризация основных средств, но существуют и особенности:
- имеются ли на все автомашины технические паспорта;
- закреплены ли машины за шоферами и рабочими по ремонту;
- имеются ли неисправные автомобили.
Основное внимание следует обратить на комплектность автомобилей. При выявлении фактов недостачи деталей составляется акт, в котором предоставляется количество и наименование недостающих деталей. В акте расписываются члены комиссии и материально ответственное лицо, бухгалтер. С ответственного лица берется объяснительная записка.
Фактическое наличие автомобилей, находящихся в ремонте и сданных в аренду, устанавливают путем встречной проверки в автотранспортных организациях и у арендаторов.
Ревизия автотранспортных средств. Процедура проведения ревизии совпадает с ревизией выбытия основных средств, различаются только случаи ликвидации. Списание автомобилей производится оформлением акта о списании автотранспортных средств формы №ОС – 4а.
Ревизор проверяет каждый случай преждевременного списания, устанавливает компетентность лиц, входящих в ликвидационную комиссию, выясняет, включены ли в ее состав специальные технические службы, определены ли причины списания объекта.
Если автомобиль списывается в результате аварии, то ревизор обязан проверить наличие соответствующего акта ГИБДД, выявить, по чьей вине произошла авария и взыскан ли ущерб.
Ревизор проверяет, какова была возможность использования отдельных узлов, деталей , а также достоверность актов №ОС-4а, устанавливает наличие и правильность составления ведомости разбраковки списанного автомобиля, а также наличие накладных на сдачу годных агрегатов, узлов и деталей и лома черных и цветных металлов на склад. Если при таких операциях отсутствует контроль, то возможны хищения. В связи с этим ревизор должен тщательно проверять документы на списание транспортных средств и оприходование агрегатов, узлов, деталей, лома металлов.