Для правильного руководства деятельностью торговых предприя­тий необходимо располагать полной, точной, объективной, своевре­менной и достаточно детальной экономической информацией обо всей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, и в первую оче­редь — о товарных запасах, так как основу хозяйственной деятельно­сти торговых предприятий составляют приобретение, хранение и реа­лизация товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются контроль сохранности товаров и своевременное предоставление руководству предприятия информации о товарообо­роте и валовом доходе, состоянии товарных запасов и эффективности их использования. Для достижения этих целей решается целый комп­лекс взаимосвязанных задач:

проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

контроль товарных запасов, выявление неходовых, залежалых недоброкачественных товаров;

контроль финансовых показателей (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), правильности расчетов с поставщиками и покупателями, своевременности расчетов с бюджетом, правильности использования банковских кредитов;

контроль наличия и движения материальных ценностей и денежных средств;

качественное и своевременное проведение инвентаризаций товаров, тары и денежных средств;

правильная и своевременная организация материальной ответственности работников предприятий за вверенные им ценности.

Задачи бухгалтерского учета в торговом предприятии могут быть решены только при правильной организации учета. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают его отставание, запаздывание представления отчетности и другой информации, создают условия для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличивают расходы на содержание учетного персонала. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.