Для правильного руководства деятельностью торговых предприятий необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией обо всей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, и в первую очередь — о товарных запасах, так как основу хозяйственной деятельности торговых предприятий составляют приобретение, хранение и реализация товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются контроль сохранности товаров и своевременное предоставление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, состоянии товарных запасов и эффективности их использования. Для достижения этих целей решается целый комплекс взаимосвязанных задач:
проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
контроль товарных запасов, выявление неходовых, залежалых недоброкачественных товаров;
контроль финансовых показателей (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), правильности расчетов с поставщиками и покупателями, своевременности расчетов с бюджетом, правильности использования банковских кредитов;
контроль наличия и движения материальных ценностей и денежных средств;
качественное и своевременное проведение инвентаризаций товаров, тары и денежных средств;
правильная и своевременная организация материальной ответственности работников предприятий за вверенные им ценности.
Задачи бухгалтерского учета в торговом предприятии могут быть решены только при правильной организации учета. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают его отставание, запаздывание представления отчетности и другой информации, создают условия для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличивают расходы на содержание учетного персонала. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.