В случае налогового аудита результатом работы будет заключение аудиторской организации, а, возможно, также ее отчет по проведению налогового аудита, если его подготовка предусмотрена в договоре.
В данном случае не используется понятие «аудиторское заключение». Оно относится к обычному аудиту и характеризует документ совершенно другого плана и назначения. Здесь же речь идет о заключении по результатам проведения налогового аудита и о заключении о результатах
выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита, что на самом деле одно и то же.
Заключение, подготовленное по результатам выполнения налогового аудита, не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Очень важно вести с руководством экономических субъектов разъяснительную работу в отношении того, что обычный аудит и специальный налоговый аудит требуют разных аудиторских процедур (хотя в чем-то они могут и пересекаться), и по их результатам выдаются различные итоговые документы.
Что касается отчета, то его, наоборот, следует рассматривать как аналог другого документа, составляемого по итогам обычного аудита, – письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. При оказании других сопутствующих услуг по налоговым вопросам формируются различные документально оформленные материалы типа расчетов, схем, предложений.
Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:
а) указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства;
б) практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
в) разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
г) внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бух-галтерского учета к выбранной концепции управления налогами;
д) разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования.
В качестве одной из таких мер может фигурировать разработка рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов.
Если в результате выполнения специального аудиторского задания экономический субъект произвел необходимые поправки в отчетности (документации) до представления ее пользователям, то заключение не должно содержать указаний на эти поправки. Аналогичная норма установлена для обычного аудита.
Следует отметить, что аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять пользователям (в том числе налоговым органам) копии итоговых документов по выполненному специальному заданию, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, эта норма действует не только в рамках налогового аудита, но и охватывает другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. В спорах с налоговыми органами аудиторская организация может ссылаться на эту недвусмысленную норму и на возможность получения документов, интересующих налоговые органы, у экономического субъекта.