Расчеты организации с бюджетом по единому социальному налогу осуществляются в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ.

 Единый социальный налог уплачивают следующие налогоплательщики ( п. 1 ст. 235 НК РФ):

 1) лица, производящие выплаты физическим лицам:организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Налогоплательщики уплачивают ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды — социального страхования и обязательного медицинского страхования. Другие налогоплательщики ( индивидуальные предприниматели и адвокаты) уплачивают единый социальный налог,  зачисляемый в федеральный бюджет и фонды  обязательного медицинского страхования.

  Объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, — организаций, индивидуальных предпринимателей — признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам: индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по авторским договорам.

 Объектом налогообложения для налогоплательщиков — физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

 Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

 Объектом налогообложения для налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

 Для налогоплательщиков-членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием хозяйства.

 Указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

 — у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

 — у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц — такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

 Налоговая база налогоплательщиковорганизаций, индивидуальных предпринимателей — определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

 При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

 Налоговая база налогоплательщиков — физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, — определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц.

 Налогоплательщики — лица, производящие выплаты физическим лицам, — определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

 Налоговая база налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, — определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК.

 При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен.

 При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

 Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со статьей 210 НК с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 221 НК.

 Не подлежат налогообложению:

 1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

 2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:

 — возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

 — бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

 — оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

 — оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

 — увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

 — возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

 — трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

 — выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);

 3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

 — физическим лицам в связи со стихийным бедствием на территории РФ;

 — членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи;

 4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками — финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями — в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

 5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства;

 6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

 7)суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

 8)стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

         10) стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

11) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

 В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), помимо выше указанных выплат, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

 В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы.

 В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, отчетным периодом — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется так:

— день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника — для выплат и иных вознаграждений;

— день фактического получения соответствующего дохода- для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.

 Согласно ст. 237 и ст. 242 Налогового Кодекса РФ налоговая база при исчислении единого социального налога определяется как сумма выплат и иных вознаграждений на день начисления их налогоплательщиком в пользу физических лиц. Согласно ст. 10 Федерального Закона от 15.12.2001. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 Налогового Кодекса РФ.

 Поэтому при отражении в бухгалтерском учете исчисления (начисления) суммы единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию необходимо учитывать следующее:

 — налог и страховые взносы начисляются одновременно с начислением вознаграждения (иных выплат) работнику (иному физическому лицу),

 — сумма исчисленного налога и страхового взноса относится на те же счета бухгалтерского учета, что и начисленная сумма вознаграждения (иных выплат) работнику (иному физическому лицу),

 — при исчислении (начислении) суммы страхового взноса на обязательное пенсионное страхование налоговая база определяется только на основании ст.ст. 236, 237 и 238 Налогового Кодекса РФ. Не учитываются налоговые льготы, установленные ст. 239 Налогового Кодекса РФ.

 При исчислении налоговой базы в части суммы единого социального налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, согласно п. 3 ст. 238 Налогового Кодекса РФ не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам. Кроме того, согласно п. 2 ст. 243 Налогового Кодекса РФ сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ. Поэтому при отражении в бухгалтерском учете исчисления (начисления) единого социального налога в части налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ, необходимо учитывать следующее:

 — налоговая база при начислении единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования РФ, может не совпадать с налоговой базой при начислении налога в фонды ОМС и федеральный бюджет,

 — если за счет средств Фонда социального страхования РФ производились социальные выплаты работникам, то это также должно найти отражение в бухгалтерском учете при исчислении суммы единого социального налога, подлежащей уплате в бюджет.

             Для различных налогоплательщиков в зависимости от размера налоговой базы на каждого отдельного работника, определяемой нарастающим итогом с начала года, устанавливаются различные ставки единого социального налога (ст. 241 НК РФ).

             Для налогоплательщиков- работодателей, за  исключением налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, родовых общин малочисленных народов Севера, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны применяются следующие ставки:

Таблица 1- Ставки единого социального налога

Налоговая база на каждого отдельного работника нарас-тающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования РФ Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд Территориальные фонды     обязательного медицинского страхова ния
До 280 000

Руб.

20,0 % 2,9 % 1,1  % 2,0 % 26,0 %
От 280001 до 600000 руб. 56000руб. + 7,9% а с суммы, превышающей 280000 руб. 8120 руб.+ 1,0% с суммы, превышаю-щей 280000 руб. 3080руб.+ 0,6% с суммы, превышаю-

щей 280000 руб.

5600руб.+ 0,5%с суммы, превышающей 280000 руб. 72800руб.+ 10% с суммы, превышающей 280000 руб.
Свыше 600000 руб. 81280 руб.+ 2,0%с суммы, превышаю-

щей 600000 рублей

11320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104800руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600000 руб.

 Согласно п. 2 ст. 243 Налогового Кодекса РФ сумма единого социального налога, уплачиваемая в федеральный бюджет, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Размер налогового вычета не может превышать сумму начисленного за этот период единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Кроме того, к налоговому вычету может быть принята лишь сумма страховых взносов, фактически уплаченных в Пенсионный Фонд РФ до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления. Поэтому при отражении в бухгалтерском учете исчисления (начисления) единого социального налога в части налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, необходимо учитывать следующее:

 — начисленные суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию должны уменьшать сумму единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (налоговый вычет),

 — если фактически до 15 числа месяца, следующего за периодом начисления, часть начисленных страховых взносов (на сумму которых произведен налоговый вычет) не будет перечислена в Пенсионный фонд РФ, то такая разница признается занижением суммы единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, с 15 числа этого же месяца (необоснованный налоговый вычет).

Согласно п. 3 ст. 236 Налогового Кодекса РФ вознаграждения и иные выплаты, начисляемые налогоплательщиками в пользу работников по всем основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 236 Налогового Кодекса РФ, не признаются объектом налогообложения, если у организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Поэтому при отражении в бухгалтерском учете исчисления (начисления) единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию необходимо учитывать следующее:

 — фактические расходы, произведенные организацией в пользу работников (иных физических лиц), в бухгалтерском учете могут быть отражены на счетах учета затрат, счетах учета прибылей и убытков, иных балансовых счетах, но если для целей налогообложения прибыли согласно главы 25 Налогового Кодекса РФ данные расходы не должны учитываться в качестве расхода, то единый социальный налог и страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию на указанные выплаты не начисляются;

 — если возникнет ситуация, когда ранее признанные для целей налогообложения прибыли расходы подлежат корректировке в сторону доначисления налога на прибыль в связи с ошибкой налогового учета, то и ранее начисленные суммы единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию также подлежат корректировке сторнировочной записью в бухгалтерском учете;

 — следует отметить, что рассматриваемые расходы в целях налогообложения прибыли не должны учитываться в силу прямых указаний главы 25 НК РФ, в частности ст. 270 НК РФ. С точки зрения исчисления единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию не имеет значения желание предприятия не относить на расходы при исчислении налога на прибыль те затраты, которые главой 25 НК РФ могут быть учтены при налогообложении прибыли.