Классификация ситуаций общения аудиторской организации с налоговыми органами дана в указанной выше методике аудиторской деятельности.
Например, обращение к налоговым органам для получения аудиторских доказательств при выполнении специального аудиторского задания и разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами. Конечно, последние не обязаны давать ответ на обращение аудиторской организации (ни данная методика, ни какой-либо другой документ не заставляют их делать это), однако общение по указанным обстоятельствам вполне возможно.
Общение аудиторской организации с налоговыми органами в ходе и по результатам проведения налогового аудита осуществляется также при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и других) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами и в других необходимых случаях.
Аудиторская организация на основе своего профессионального суждения самостоятельно принимает решение об объеме запрашиваемой у налоговых органов информации, необходимой для составления заключения по результатам выполнения специального аудиторского задания.
Запросы к налоговым органам рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта. Руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать перечень вопросов, запрашиваемых аудиторской организацией у налоговых органов.
Все материалы, подготовленные или полученные в ходе общения с налоговыми органами, должны быть включены в рабочую документацию аудиторской организации.
При обращении к налоговым органам аудиторская организация должна точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые предполагается получить или подтвердить.
Разъяснения, предоставленные налоговыми органами по запросам аудиторской организации, должны быть оценены с точки зрения их достаточности, а также компетентности и правомочности лица, их предоставившего; кроме того, они должны дополняться доказательствами из других доступных аудиторской организации источников.
Похожие действия рекомендуются в методике и тогда, когда аудиторской организации отказано в предоставлении информации – оценить влияние отсутствия запрашиваемых разъяснений на выводы, которые будут сделаны по результатам налогового аудита с возможной оговоркой в итоговых документах и доведением данного обстоятельства до сведения заказчика.
Налоговая отчетность проверяемого предприятия может быть признана аудиторской организацией более достоверной, если в проверяемом периоде проводились проверки со стороны налоговых органов и составленные акты свидетельствуют об отсутствии нарушений налогового законодательства либо, если указанные в акте нарушения признаны и исправлены организацией.