Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в интересах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.
В связи с разделением бюджетов по формам собственности финансовый контроль за их исполнением подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый как в масштабе РФ, так и в каждом субъекте РФ, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления.
В РФ сущность государственного и муниципального финансового контроля законодательно не определена.
К общепринятым в мире функциям государственного и муниципального финансового контроля относятся:
- контроль за источниками поступления бюджетных средств;
- контроль за расходованием бюджетных ресурсов;
- контроль за использованием государственной и муниципальной собственности, проведением ее приватизации, национализации;
- контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
- контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях;
- контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;
- пресечение финансовых злоупотреблений.
Задачами государственного и муниципального финансовый контроль в России являются:
- проверка правильности формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;
- проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственного и муниципального имущества;
- проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;
- контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности;
- контроль за реализацией межбюджетных отношений;
- выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней;
- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионам;
- пресечение незаконных решений по представлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионов;
- выявление фактов расточительства и финансовых злоупотреблений, применение адекватных мер наказания контроль виновным лицам.
Законодательные (представительные) государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в следующих формах:
- предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетным вопросам;
- текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяются на внутренний и внешний.
Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ и его структурные подразделения (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля и аудита и их территориальные органы), Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, финансовые органы федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.
Объектом государственного (муниципального) финансового контроля являются субъекты, начисляющие, уплачивающие, перечисляющие, получающие, использующие средства и имущество государства, муниципальных образований или управляющие ими, имеющие предоставленные законодательными или исполнительными органами власти налоговые, таможенные либо иные льготы.
Предметами управления и как следствие – контроля со стороны государственных и местных органов власти являются:
- государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями, либо находящиеся в государственной собственности предприятиями в целом как имущественный комплекс;
- находящиеся в государственной (муниципальной) собственности (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное (муниципальное) имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;
- иное находящееся в государственной (муниципальной) собственности движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог, ипотеку и по иным основаниям.
При оценке эффективности использования государственного (муниципального) имущества необходимо учитывать, что оно может быть классифицировано как приносящее доход или, напротив, недоходное. Критериями ее оценки являются коммерческая (финансовая) эффективность, бюджетная эффективность, народно-хозяйственная эффективность. Если объектом контроля выступает коммерческая организация, то речь идет о финансовой эффективности использования государственного (муниципального) имущества.
Формой финансового контроля за полнотой и своевременностью исполнения коммерческими структурами своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами является налоговый контроль.
С 1 января 2002 г. введена самостоятельная система учета данных в целях налогообложения – налоговый учет.
Осуществление финансового контроля за полнотой и своевременностью исполнения коммерческими структурами своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами является крайне важным направлением деятельности контрольных органов, поскольку налоговые источники формирования бюджета составляют значительную часть его доходов (примерно четыре пятых).
Для решения поставленных задач и осуществления своих финансовых функций органы государственного и муниципального финансового контроля используют такие методы, как проверка, ревизия, обследование, анализ.
В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля.
Существуют две большие группы приемов документального контроля, которые можно обозначить:
1. Приемы формально-правовой проверки документов, которые включают:
- проверку соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;
- сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов с установленными нормативами;
- проверку соответствия отраженных в документах операций законодательно установленным нормам;
- проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;
- проверку арифметических расчетов – перерасчет, т. е. арифметический (счетный) контроль.
В условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации приемы данной группы могут быть в значительной мере автоматизированы и контролироваться программно.
2. Приемы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов (их соответствие совершенным хозяйственным операциям также в ряде случаев может быть автоматизировано в условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации). В их состав входят:
- сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;
- подтверждение (сверка расчетов);
- проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;
- прослеживание (сканирование);
- аналитические процедуры;
- специальные методы, в число которых входят встречная проверка, взаимная проверка, контрольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследование хозяйственных операций;
- подготовка альтернативных балансов (как промежуточных _ сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного бухгалтерского, хорошо известного в западной аудиторской практике как пробный баланс).
3. Приемы фактической проверки, к которым относятся:
- инвентаризация;
- осмотр; наблюдение;
- контрольный запуск сырья в производство;
- лабораторный анализ качества товаров, сырья, готовой продукции;
- экспертная оценка;
- проверка объема выполненных работ;
- проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего времени;
- получение устных и письменных объяснений, справок и ответов на заранее разработанные анкеты;
- контрольная покупка;
- другие.