Внутрифирменные стандарты – документы, принимаемые профессиональными аудиторскими объединениями, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, они детализируют и регламентируют изложенные в международных и национальных стандартах требования к осуществлению и оформлению аудита с целью обеспечения эффективности практической работы, удовлетворения запросов пользователей и соответствия требованиям нормативных документов.
Наличие внутрифирменных стандартов является обязательным условием практической деятельности профессиональных объединений, аудиторских фирм и аудиторов. Содержание внутрифирменных стандартов является объектом интеллектуальной собственности, т.к. может содержать данные о разработанных этой фирмой или аудиторами методиках, и охраняется комерческой тайной.
Внутренние стандарты должны разрабатываться на основе следующих принципов: независимость, профессионализм, соблюдение этики поведения, обоснованности мнения, точность предоставления информации, доброжелательность по отношению к клиенту.
Содержание внутренних стандартов не должно противоречить содержанию международных и национальных стандартов. В противном случае аудиторы не имеют права руководствоваться внутренними стандартами.
Применение внутренних стандартов позволяет аудиторам:
а) полнее соблюдать требования нормативных актов, международных и национальных стандартов;
б) сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских процедур, обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
в) содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий;
г) обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
д) детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствиис этическими нормами.
Внутренние стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:
1) целесообразности, т.е. иметь практическую пользу;
2) преемственности и непротиворечивости — каждый принимаемый внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
3) логической стройности — обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
4) полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
5) единство терминологической базы, т.е. содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.
Все принятые организацией внутрифирменные стандарты в совокупности должны представлять описание комплексного подхода к организации и технологии проведения аудита.
Группы внутренних стандартов:
1) стандарты, содержащие общие положения по аудиту – предназначены для регулирования взаимоотношений, возникающих между аудиторской фирмой и аудируемым лицом, взаимоотношений внутри аудиторской организации, в соответствии с основными принципами проведения аудита и этическими нормами;
2) стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита – формулируют конкретные правила, методики проведения аудита, разработки по конкретным направлениям аудиторской проверки;
3) стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов – содержат требования к соданию и формированию выводов, к составлению заключений;
4) специализированные стандарты – включают стандарты в области методологии проведения аудита по различным направлениям деятельности (банков, страховых организаций, бирж, фондов и др);
5) стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих услуг – содержат стандарты, описывающие порядок оказания услуг по различным направлениям;
6) стандарты по образованию и подготовке кадров – устанавливают требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов, регламентируют порядок подготовки и повышения квалификации кадров.