В настоящее время общий аудит и консультирование являются далеко не единственными услугами, предлагаемыми аудиторскими фирмами. За последние годы существенно вырос спрос на сопутствующие аудиту услуги:
— налоговое консультирование;
— анализ финансово-хозяйственной деятельности;
— управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
-правовое консультирование, а также представительство в налоговых органах;
-автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
-оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
-разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов и т.д.
Все более популярным у заказчиков аудиторских услуг становится комплексный налоговый аудит.
В соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» существуют некоторые категории хозяйствующих субъектов, для которых проведение аудиторских проверок является обязательным. Обязательный аудит предполагает независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Несмотря на то, что обязательный аудит в любом случае проводится выборочно, проверке подлежат все участки бухгалтерского учета организации.
Налоговый аудит как отдельный вид аудита законодательством не выделяется, а относится к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным, т.е. необязательным. Фактически налоговый аудит может быть частью обязательного аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая обязательного аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.
Целью налогового аудита является выражение мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Очевидно, что налоговый аудит ориентирован на значительно более специализированное применение, чем полномасштабный аудит бухгалтерской отчетности.
В связи с узким профилем применения налогового аудита возникает потребность в привлечении и более специализированных специалистов: юристов-налоговиков, консультантов в области налогового учета.
Немаловажен еще и тот факт, что затраты времени и средств при проведении налогового аудита значительно ниже, что уменьшает и его стоимость. Это становится актуальным для многих организаций в случаях приближающейся налоговой проверки.
К тому же помимо непосредственно проверки налогообложения в ходе осуществления налогового аудита и других сопутствующих услуг по вопросам налогообложения клиент получает консультации, связанные с рациональным исправлением обнаруженных ошибок и прогнозированием налоговых платежей.
Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:
— указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства;
— практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
— разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
— внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
— разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования.
Однако следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих налоговому аудиту услуг может быть достигнут только тогда, когда этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти эффективное решение проблемы.
Причиной привлечения внимания к налоговому аудиту являются также последние события в налоговом законодательстве.
Важным этапом развития системы российского налогового законодательства явилось введение в действие главы 25 НК РФ, что обусловило необходимость ведения в целях исчисления налога на прибыль налогового учета. В результате появился спроса на консультирование в области не только налогообложения, но и рациональной организации и ведения налогового учета. Аудит бухгалтерской отчетности практически полностью выпадает из этой сферы применения. В данном случае есть острая необходимость в дополнительных, узкоспециализированных услугах, а именно: налоговом аудите и других сопутствующих услугах по налоговым вопросам.
При проведении налогового аудита, оказании сопутствующих услуг по налоговым вопросам и оформлении их результатов аудиторская организация должна руководствоваться положениями федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» и «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям», Методическими рекомендациями по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, а также Методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».
В процессе проведения налогового аудита и оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта» и (или) другую аудиторскую организацию в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы другой аудиторской организации». Использование работы эксперта и (или) другой аудиторской организации не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых услуг.