В соответствии со ст.313 НК РФ налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Система налогового учета по налогу на прибыль организаций имеет трехуровневую структуру:
— уровень первичных учетных документов. На основании первичных учетных документов определяются суммы, составляющие налоговую базу по налогу на прибыль организаций;
— уровень аналитических регистров налогового учета (налоговых регистров). Они служат для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к налоговому учету первичных учетных документах;
— уровень расчета налоговой базы (налоговая декларация) по налогу на прибыль организаций. Расчет налоговой базы служит для исчисления налога на прибыль организаций.
Рассмотрим данные уровни налогового учета по налогу на прибыль организаций подробнее.
Первый уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций. Формы первичных учетных документов для целей налогового учета по налогу на прибыль налоговым законодательством не установлены, поэтому на основании положений статьи 313 НК РФ в качестве первичных учетных документов налогового учета на практике могут быть использованы первичные учетные документы, используемые для целей бухгалтерского учета. Если же этого недостаточно, то налогоплательщик должен разработать первичные документы налогового учета самостоятельно (например, справки бухгалтера или налоговые расчеты, корректировки, пояснительные записки и прочее).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждает Госкомстат России), а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты
Для целей налогового учета первичные учетные документы бухгалтерского учета необходимо доработать. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации (например, приказ, распоряжение и т.д.).
Действующее налоговое законодательство не запрещает разработку и использование собственных первичных документов налогового учета, полностью независимых от первичных учетных документов бухгалтерского учета. Однако практическая ценность такой системы налогового учета не высока, так как объем первичной учетной документации значительно увеличится, что сделает систему налогового учета крайне трудоемкой и неэффективной.
Второй уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций. Этот уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций регламентирован действующим налоговым законодательством более детально. Согласно статье 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или любых машинных носителях, данные в них отражаются непрерывно в хронологическом порядке.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Однако к содержанию форм аналитических регистров налогового учета существует ряд общих требований. Так, на основании статьи 313 НК РФ формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
— наименование регистра;
— период (дату) составления;
— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
— наименование хозяйственных операций;
— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоятельны при установлении форм аналитических регистров налогового учета.
В 2002 г. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разработало и предложило свою систему аналитических регистров налогового учета. В случае использования этой системы налогового учета по налогу на прибыль организации налогоплательщикам придется дополнять и дорабатывать предложенные аналитические регистры налогового учета. Кроме того, проанализировав содержание системы аналитических регистров налогового учета, предложенных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, можно сделать вывод о том, что эта система предназначена только для налогоплательщиков, использующих метод начисления для определения доходов и расходов. Эта система не лишена ряда других недостатков и слишком громоздка для практической организации налогового учета на средних и небольших предприятиях.
Все налоговые регистры, приведенные в анализируемом документе, условно разделены на пять групп.
1) регистры промежуточных расчетов;
2) регистры учета состояния единицы налогового учета;
3) регистры учета хозяйственных операций;
4) регистры формирования отчетных данных;
5) регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.
Как можно понять уже из анализа наименований групп, сущность такой структуры заключается в намерении организовать «движение» данных от минимального до максимального уровня обобщенности. Т.е., начиная с предварительного объединения, степень систематизации все время увеличивается, вплоть до данных, которые могут быть занесены в налоговую декларацию.
Третий уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций. Третьим уровнем налогового учета является расчет налоговой базы по налогу на прибыль (налоговая декларация по налогу на прибыль организаций). Согласно статье 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Налоговая декларация по налогу на прибыль. Все без исключения налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в установленном порядке.
Обязанность по сдаче налоговой декларации распространяется на любые организации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
Налоговые агенты также обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в установленном порядке.
В соответствии со ст.289 Налогового кодекса РФ установлен следующий порядок сдачи налоговых деклараций.
1) форма деклараций.
Налоговая декларация за налоговый период сдается в полной форме.
Налоговая декларация по итогам отчетного периода представляется в упрощенной форме;
2) сроки сдачи деклараций.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода (налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год) представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам отчетного периода (отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года) представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Сумма налога на прибыль по итогам года (налогового периода) уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего квартала.
Ежемесячные авансовые платежи, исчисляемые в общем порядке, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Ежемесячные авансовые платежи, исчисляемые по фактически полученной прибыли, уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате квартальных авансовых платежей. Квартальные платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала один миллион рублей в месяц либо три миллиона рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в общем порядке.