В бухгалтерском учете используют специальные приёмы и способы, совокупность которых составляет метод бухгалтерского учета. Основными его элементами являются: документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; счета и двойная запись; бухгалтерский баланс и отчетность.
Совершаемые на предприятиях хозяйственные операции оформляются определенной формы документами, на основе которых они получают отражение в бухгалтерском учете. Способ оформления хозяйственных операций документами называется документацией. Он обеспечивает тщательный контроль за наличием и движением хозяйственных средств предприятия и хозяйственных процессов.
Проверка соответствия данных учета и фактического наличия хозяйственных средств предприятия называется инвентаризацией. Она особенно важна по продовольственным товарам, подверженным изменениям в результате проявления физико-химических свойств.
Оценка .представляет собой способ выражения в денежном измерителе объектов бухгалтерского учета.
Калькуляция — способ исчисления (калькулирования) себестоимости произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.
Счета представляют собой способ наблюдения и группировки отдельных видов средств, источников их образования и совершаемых хозяйственных процессов.
Двойная запись — способ учета хозяйственных операций на экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.
Баланс — это способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату.
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;