Количественный  подход   направлен  на  то,  чтобы  количественно  определить  риски и  показать  влияние  этих  рисков  на  результат  хозяйственной  деятельности.  Достаточно  часто  выражение  риска  в  относительных  единицах  не  является  убедительным  для  оценки  как  высокого,  так  и  низкого  риска.  Поэтому  в  большинстве  случаев  используют  абсолютные  оценки  рисков   для финансовых  показателей  (например,  уменьшение  объема  продаж  на  1000 единиц  влечет Степень  неопределенности  ожидаемого дохода  определяется  количественным  подходом  к  оценке  риска.  Для  его  оценки  применяют  математический  инструментарий  теории  вероятностей:

1) математическое  ожидание,  или  среднее  значение  (Х) изучаемой  случайной  величины (последствий  какого – либо действия, например, дохода,  прибыли и т.п.);

2) дисперсию  ( σ²);

3)  стандартное  (среднеквадратическое) отклонение  (σ);

4) коэффициент  вариации (V);

5) распределение  вероятностей  случайной  величины.

Из  теории  статистики   известно,  что  для  ограниченного числа  (п) возможных  значений случайной  величины  ее  среднее  значение  определяется  из  выражения:

                  п

            Х = ∑   XiPi

                i=1

                 _

где Х – математическое  ожидание случайной  величины,  ею  может быть  цена, доход,   прибыль и т.д.;

Хi – значение  случайной  величины в частном  случае,  т.е. на рассматриваемом  сегменте  рынка  реализации  конкретного  товара,  или  применительно  к  разным  предприятиям;

Рi – вероятность появления случайной величины Хi;  определяется  методом  экспертных  оценок;

п – общее  число  вариаций  случайной  величины.

Возможной  характеристикой,  определяющей  меру изменчивости  возможного результата,  является  дисперсия – средневзвешенное  из  квадратов  отклонений  действительных  результатов  от  средних

                            п           _

                   σ² = ∑ (Xi — X)² * Pi,

                           i=1

 а также очень близко с ним связанное  среднеквадратическое отклонение, определяемое  из  выражения

σ = √ σ² = √ ∑ ( Xi — X) ² * Pi

                                        i=1

Среднеквадратическое  отклонение – это  вероятностная  статистическая  характеристика.  Иначе  говоря,  вероятностные  отклонения приводятся  в реальную  размерность.

Хотя  среднеквадратическое  отклонение эффективности  решения  и  используется  часто  в  качестве  меры  риска,  оно  не  совсем  точно  отражает  реальность.  Возможны  ситуации,  при  которых  варианты  обеспечивают  приблизительно  одинаковую  среднюю  прибыль  и  имеют  одинаковые  среднеквадратические  отклонения  прибыли,  однако  не  являются  в  равной  мере  рискованными.

Для  анализа  меры  изменчивости  часто  используют  коэффициент  вариации  случайной  величины,  который  представляет  собой  отношение  среднеквадратического отклонения  к  математическому  ожиданию,  или  средневзвешенному  значению  этой  величины,  и  показывает  степень  отклонения  полученных  значений

       V = σ / X * 100 %  (в  процентах)

   или           V = σ / X               (в  коэффициентах)

 С   помощью коэффициента  вариации можно  сравнивать  колеблемость  признаков,  выраженных  в  различных  единицах  измерения.

  Наиболее  приемлемые  для  оценки  и  практического  применения   следующие  градации  риска (V)   в зависимости  от  уровня возможных  потерь:

1.Зона  приемлемого  риска  — до 0,25. Уровень потерь не  превышает  суммы  чистой  прибыли.

2. Зона допустимого  риска – 0,25-0,50. Уровень  потерь  не  превышает  размеры    прибыли   от продаж.

3. Зона  критического  риска – 0,50-0,75. Возможны  потери,  величина  которых  превышает  размеры    прибыли  от  продаж,  но  не  превышает  размеры  затрат на  продажи.

4. Зона катастрофического  риска – свыше 0,75.  Ожидаемые  потери  сопоставимы  с  величиной  имущества  предприятия.

Оценивая  способности  руководителей  принимать  обоснованные  рисковые  решения,  выделяют  три  основные  формы  управления  рисками:

1. Активное  управление риском – это  предупреждение риска  на  стадии  принятия  решения. Оно  начинается  с планирования  деятельности,  когда  при проведении маркетинговых  исследований  учитывают  возможность  оказаться  в  убытках  при  падении  спроса  и  изменении  цен  на  продукты  и  ресурсы,  то есть  учитывают  предпринимательский  риск.

2.Адаптивное  управление  риском – это  приспособление  к сложившейся  ситуации,  частичное  предотвращение  ущерба.

3.Консервативное  управление  риском  подразумевает  действия,  направленные  на  локализацию  ущерба.  Управляющее  воздействие  возникает  вслед  за  рисковым  событием.