В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на предприятии проводится инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для проведения инвентаризации кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия; отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчетам, с указанием «до инвентаризации на «…» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков средств к началу инвентаризации. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, выбывшие — списаны в расход. В процессе инвентаризации, согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49, при подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности проводится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. Инвентаризационная комиссия составляет акт. При обнаружении недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Кассиры как материально ответственные лица должны написать объяснительные записки, в которых должны быть указаны возможные причины установленных результатов. Выявленные излишки наличных денег приходуются с зачислением в доход предприятия, что отражается проводкой:
Дт 50 «Касса» Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».В случае выявления недостач они оформляются записью:
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 50 «Касса».
Суммы недостач подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира), что отражается проводкой:
Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую оснащенность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях. Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений и злоупотреблений, обязательны для выполнения всеми предприятиями.