Практикой финансового анализа выработаны основные правила (методика) анализа финансовых отчетов. Условно их можно разделить на четыре типа анализа:
- горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
- вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых показателей;
- трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем;
- анализ финансовых коэффициентов — расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.
Широкое применение имеют сравнительный и факторный анализ:
Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей фирмы с показателями других подразделений, фирм — конкурентов и т.д.
Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Эти методы могут быть использованы на всех этапах анализа и формирования обобщающих показателей финансово –хозяйственной деятельности организации.
Основные этапы финансового анализа можно представить следующим образом:
- Оценка структуры и динамики имущества и финансовых ресурсов организации;
- оценка ликвидности баланса и активов организации;
- оценка финансовой устойчивости организации;
- оценка финансовых результатов деятельности организации;
- оценка эффективности деятельности организации;
- оценка деловой активности организации;
- оценка денежных потоков организации.
Внутренний управленческий анализ предполагает более глубокое изучение всех аспектов финансово –хозяйственной деятельности организации. Основными направлениями внутреннего анализа являются:
- анализ технико –организационного уровня и других условий производства;
- анализ использования основных производственных средств;
- анализ использования материальных ресурсов;
- анализ использования труда и фонда заработной платы;
- анализ объема, структуры и качества продукции;
- анализ себестоимости продукции;
- анализ прибыли, ее динамики и качества;
- анализ величины, структуры авансированного капитала (внеоборотного и оборотного);
- анализ оборачиваемости капитала;
- анализ рентабельности финансово – хозяйственной деятельности;
- анализ финансового состояния организации.