При аудиторских проверках торговых организаций, организаций занимающихся закупками и реализацией существенную роль играет проверка товарных запасов.
В ходе проверки товарных запасов аудитору необходимо решить следующие вопросы:
1. полноту оприходования и правильность оценки в учете приобретенных организацией товаров. В том случае, если приобретение осуществляется у организаций или предпринимателей закупка должна оформляться договором, а фактические поставки счетами-фактурами и накладными. При этом аудитору следует проверить соответствие фактически поступившего количества товаров с указанным в счетах-фактурах и накладных. При необходимости аудитор может направить запрос для подтверждения у поставщика. Закупка товаров у прочих частных лиц оформляется закупочными актами с указанием ФИО продавца, его место жительства, паспортных данных, ИНН. Приобретенные товары приходуются по цене закупки, включая дополнительные расходы, связанные с заготовкой, хранением и транспортировкой;
2. аудитору следует проверить правильность учета приобретенных товаров на складах, в магазинах, торговых секциях и других структур подразделениях. Данные бухгалтерского учета по поступлению товаров должны соответствовать данным учета по приобретению. Аудитору также следует проверить наличие договоров о полной материальной ответственности заведующих складами, заведующих магазинами, секциями и другими подразделениями.
3. аудитору следует проверить правильность отражения в учете реализации товарных запасов:
а) при реализации за безналичный расчет – наличие договора с покупателем, наличие платежных поручений о поступлениях денежных средств на расчетном счете организации, наличие счетов-фактур и накладных на отпуск товаров с приложением доверенностей. При необходимости аудитор для подтверждения расчетов может направить запрос покупателю;
б) при реализации за наличный расчет – аудитору следует проверить соответствие сумм выручки от реализации согласно данным контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности: квитанций, счетов, данным об отпуске реализованных товаров;
4. аудитору следует проверить правильность начисления торговой наценки и включения её в стоимость товаров. Как правило, торговая наценка начисляется торговой организацией самостоятельно. В этом случае аудитору необходимо проверить наличие виз руководителя, утверждающих суммы торговой наценки. В отдельных случаях предельная величина торговой наценки может регулироваться нормативными актами (пример, на лекарства, на товары социальной значимости). В этом случае аудитору следует также проверить соблюдение требований нормативных актов, т.к. в противном случае их нарушение может грозить штрафными санкциями.
5. аудитору следует проверить правильность включения затрат в издержки обращения в соответствии с требованиями налогового кодекса, а также правильность исчисления издержек обращения на реализованные товары и на остаток нереализованных товаров;
6. аудитору следует проверить проведение в отчетном периоде инвентаризации товаров, соблюдение процедур инвентаризации, правильность учета их результатов. При необходимости аудитор может провести инвентаризацию товаров в ходе своей проверки.