Проверка нематериальных активов осуществляется как правило сплошным порядком. Это связано с тем, что количество объектов учета как правило незначительно и аудиторский риск, связанный с нарушениями в учете достаточно высок.
При проверке аудитору необходимо раскрыть следующие вопросы:
1) правильность отнесения объектов учета к НМА. Наличие документов, подтверждающих право собственности аудируемого лица на НМА;
2) правильность оценки объектов НМА в учете. Оценка НМА осуществляется по стоимости их приобретения и иным затратам связанным с их созданием (за вычетом НДС). Переоценка объектов НМА не производится.
3) необходимо проверить правильность начисления амортизации объектов НМА, она начисляется исходя из первоначальной стоимости объектов и предполагаемого срока их использования, но не более срока деятельности организации. Пример, организация заключила договор на использование товарного знака известной фирмы в течение срока 5 лет, за что уплатила 100 тыс. руб. без НДС, следовательно годовая норма амортизации должна составлять 100 тыс. руб. / 5 лет = 20 тыс. руб.
Если срок использования НМА не установлен, то амортизация начисляется исходя из срока 20 лет. Амортизация не должна начисляется по объектам НМА не используемым в деятельности организации.
4) аудитору следует проверить договор на продажу НМА или договоры на права их использования. Если организация продает права на НМА третьей организации, то аудируемая организация не имеет права больше использовать данный НМА. Если организация лишь продает право на использование НМА (пример, патент, товарный знак), а сама сохраняет за собой право его использования, то это должно быть зафиксировано в договоре.