Обобщающими показателями эффективности деятельности организации являются показатели рентабельности.
Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемыми для достижения эффекта.
Существуют два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (ЭЭФ) выражается формулой: ЭЭФ = ЭЭ / РЗ
Где: ЭЭ – величина экономического эффекта; РЗ – величина ресурсов или затрат.
Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» в следующем. Например, если рассматривать основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться показатель их стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат – часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.
В практике экономического анализа выделяют две группы показателей рентабельности:
- рентабельности продукции;
- рентабельности капитала.
К рентабельности продукции относятся следующие показатели:
-рентабельность отдельных видов продукции;
-рентабельность продукции;
-предельная рентабельность.
Рентабельность реализованной продукции показывает размер прибыли на один рубль реализованной продукции и является показателем не только эффективности хозяйственной деятельности, но и политики ценообразования в организации.
Рентабельность отдельных видов продукции (Rпрод) рассчитывается следующим образом:
Rпрод = (Ц – С)/ С или R прод = (Ц –С) / Ц
Где: Ц – цена единицы продукции; С – себестоимость единицы продукции.
Рентабельность (прибыльность) продукции, услуг (по балансу) (Rпр) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации или себестоимости продукции.
Rпр = P/N или Rпр = P/C
Где: P – прибыль; C – себестоимость продукции, услуг;N – выручка от реализации.
Рентабельность продаж (Rпродаж) определяется как отношение чистой прибыли (Рч) к выручке от реализации.
R продаж = Рч / N
Предельная рентабельность (Rпред) определяется путем отношения чистой прибыли (Рч) к себестоимости реализованной продукции (С).
Rпред = Рч / с
Показатели рентабельности продукции характеризуют прибыльность основной деятельности организации и позволяют контролировать и регулировать цены, издержки производства и реализации.
Основными путями повышения рентабельности продукции являются:
- снижение затрат на единицу продукции;
- оптимизация использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость продукции;
- рост объема производства и реализации;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции.
К показателям рентабельности капитала относятся:
- рентабельность активов (имущества);
- рентабельность внеоборотных активов, основных средств;
- рентабельность текущих активов;
- рентабельность производственных фондов;
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность финансовых вложений.
Рентабельность капитала определяется путем отношения балансовой или чистой прибыли к средней стоимости соответствующих видов активов или пассивов.
Рентабельность активов (Rа) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к средней совокупной стоимости активов (Ак.ср). Ее еще называют экономической рентабельностью или общей рентабельностью.
Rа = Р/Ак.ср
Среднее значение этого показателя по данным мировой практики составляет 18 –20%. Экономическая рентабельность характеризует прибыль, полученную с одного рубля совокупных активов.
Основными факторами, которые определяют уровень и динамику рентабельности активов организации являются:
- скорость оборачиваемости активов;
- уровень рентабельности продукции.
Рентабельность активов отражает уровень:
- управления дебиторской задолженностью;
- управления материальными затратами;
- управления основными средствами организации;
- управления ликвидностью.
Рентабельность текущих активов (Rта) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к среднегодовой стоимости текущих (оборотных) активов (Ао).
Rта = Р/ Ао.ср.
Рентабельность финансовых вложений отражает прибыль, полученную по ценным бумагам и от долевого участия в уставных капиталах других организаций на один рубль средней за анализируемый период величины финансовых вложений.
Рентабельность собственного капитала характеризует прибыльность собственного капитала и определяется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Рентабельность акционерного капитала (Rак) определяется следующим образом:
Rак = (чистая прибыль – дивиденды по привилегированным акциям) / среднегодовая стоимость собственного капитала.
Для анализируемой организации показатели рентабельности на конец отчетного периода имеют следующие значения:
- Рентабельность продукции:
R пр = P/N = 191381/1507205 = 12,7%
- Рентабельность продаж = Рч / С = 130001/1507203=8,6%
- Предельная рентабельность = Рч / С = 130001/1350526 = 9,6%
- Общая экономическая рентабельность =Р / Аср = 191381/2926478 =6,5%
- Рентабельность текущих активов = Р / Аоб.ср = 191381/1588362=12%
- рентабельность собственного капитала = Рч / Соб.кап.ср. = 130001/1637113=7,9%
Таким образом, мы видим по результатам анализа, сто организация финансово устойчива, рентабельна. Однако имеются проблемы с ликвидностью. Это можно объяснить или спецификой деятельности данной организации (судоходная компания) или неграмотным управлением финансами организации.